Учитель с большой буквы. Самарские педагоги рассказали о любимых наставниках

05.10.2023

Loading

Автор:

Учитель с большой буквы. Самарские педагоги рассказали о любимых наставниках

«Прекрасная дорога — идти в педагоги» — сказал когда-то литературный критик и публицист Николай Добролюбов, и был, конечно же, прав. Но мало «прийти» в педагоги, важно еще и остаться в этой профессии. И не последнюю роль тут играют более опытные коллеги, от которых в значительной степени зависит, будет ли молодому учителю комфортно на новом месте, захочется ли работать и совершенствоваться в выбранной сфере. В свой праздник в Год педагога и наставника самарские учителя рассказали о тех людях, которые способствовали их профессиональному становлению.

Наталья Титова,
учитель истории и обществознания школы №35:

— Я работаю учителем с 1988 года, и уже 30-й год — в школе №35. 

Начинала я в школе №102 как педагог начальных классов. Мое становление как профессионала произошло именно там, при непосредственном участии завуча Галины Александровны. Она посещала мои уроки, подсказывала, как лучше поступить в том или ином случае. Также значительную роль в моей жизни сыграла директор школы Любовь Петровна Христова. Пару раз я пыталась подать заявление на увольнение, и оба раза она меня останавливала. Свою профессию я очень люблю и не мыслю себя вне ее. Но в самом начале пути, когда я только пробовала, и порой не все получалось, мысли сменить работу были. Я всегда говорю: если ты продержался в школе пять лет, уже из нее не уйдешь. Любовь Петровна помогла мне это понять. 

В 35-ю я пришла уже опытным педагогом: привела ребенка в первый класс и осталась здесь сама. Хочу сказать спасибо завучу по учебной работе Татьяне Вячеславовне Кажуровой, которая оказывает огромную помощь всем новым учителям. Я считаю, это особый талант: уметь направлять, поправлять, но очень корректно, тактично и аккуратно, чтобы не обидеть коллегу, даже самого неопытного и начинающего. 

В моем дальнейшем профессиональном росте большую роль сыграла наша директор Наталья Сергеевна Мушкат. Она замечательный психолог, великолепный руководитель. 

Школа — это свое маленькое государство, где ты общаешься с учениками, родителями, коллегами. Конечно, более опытные являются наставниками для молодых. Не обязательно для этого объединяться в пары «наставник — наставляемый». Наставничество может иметь разные формы.

Для наставника считаю важным быть корректным, уметь правильно указать на ошибки и недостатки и помочь их исправить. Не отмахиваться от молодого коллеги, а постараться ответить на все его вопросы. 

Очень приятно, когда ученики идут по твоим стопам. Из моего последнего выпуска 11-го класса в 2019 году три девочки пришли работать в нашу школу. Одна преподает английский язык, вторая — советник по воспитанию. Третья, как и я, историк. Она доучивается на последнем курсе и сейчас проходит у меня практику. Все трое изначально, еще когда учились, были нацелены на работу в сфере образования. Мы горячо поддерживали в них это желание и очень рады, что они вернулись именно в свою школу. Приятно смотреть, что у них все получается, а главное, есть желание совершенствоваться в выбранной профессии. 

Елена Рассохина, учитель черчения и изобразительного
искусства, заместитель директора по воспитательной работе школы №53:

— В педагогику я пришла, можно сказать, неожиданно. По первому образованию я инженер-строитель. В 2000 году привела в школу №53, которую сама когда-то закончила, своего старшего сына. Его классным руководителем была Елена Владимировна Урванова. Именно она разглядела во мне потенциал и некую приверженность школе и системе образования. Через два года я стала заместителем директора по воспитательной работе. Получила второе высшее образование — педагогическое.

Своим наставником в профессии я в первую очередь считаю директора школы Светлану Ивановну Хлупнову. Она научила меня работать правильно, с любовью к делу, детям, родителям, коллегам. В любой отрасли есть проблемы, сфера образования — не исключение. Благодаря Светлане Ивановне я умею понимать их и справляться с ними. 

Могу назвать и многих коллег, у которых я училась, с кого брала пример, когда пришла работать в школу. Это учитель русского языка и литературы и замдиректора по учебно-воспитательной работе Элла Николаевна Панова. Очень интересная связка у нас получилась с учителем географии Надеждой Петровной Балакиной. Она учила меня с шестого класса — сначала в 171-й школе, а потом в 53-й, куда мы обе перешли: она преподавать, а я учиться. Затем она была классным руководителем обоих моих сыновей, мы работали с ней уже как коллеги. Надежда Петровна — это пример для подражания как в профессиональной деятельности, так и в личностных качествах. Для меня, как и для многих поколений учеников и родителей, она учитель с большой буквы по своему отношению к детям, к преподаванию, к своему предмету.

Поскольку я уже более 20 лет являюсь заместителем директора по воспитательной работе, моими подшефными являются все классные руководители школы. Нам приходится работать не только с детьми и родителями, но и с документацией. Молодым педагогам, которые никогда этого не касались, приходится нелегко. Важно сделать так, чтобы они не ушли из профессии: показать, рассказать, объяснить, дать какие-то образцы. Иногда совет нужен и опытным учителям, и не только в методических вопросах. В жизни бывает много разных ситуаций, касающихся, к примеру, взаимоотношений с учениками. Когда ко мне приходят за помощью, я рассказываю, как я бы поступила. Мнения своего не навязываю, но стараюсь аргументировать, почему лучше сделать так, а не иначе. 

Евгения Смирнова, учитель математики школы №3:

— В школе я работаю уже 18 лет. Своими наставниками считаю двух педагогов. Первый — мой учитель математики Галина Петровна Майорова, которая вела у нас уроки с седьмого класса. Сильная, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь. Она во всем была для меня образцом для подражания, и я решила, что выберу такую же профессию, как у нее. 

Второй мой наставник — преподаватель информатики в педагогическом университете Андрей Леонидович Сметанников. В школе у нас такого предмета не было, может, потому что я училась в Сызрани, а большинство моих однокурсников уже неплохо в нем разбирались. Благодаря Андрею Леонидовичу я быстро догнала и обогнала их. Более того, у него я переняла систему лекций и практикумов, которую еще называют модульной. Она университетская, но очень хорошо ложится на школу, по ней я работаю уже много лет. Смысл в том, что материал мы рассматриваем не пошагово, от просто к сложному, как обычно во всех учебниках, а работаем с большой темой. Сначала пишем с детьми опорные конспекты, потом переходим к большим практикумам, которые я составляю сама, используя разные учебники и методические пособия. Такая организация работы позволяет мне действовать как мой первый наставник Галина Петровна — уделять внимание каждому ученику. 

Этой методикой заинтересовалась моя коллега, учитель английского языка Мария Александровна Привалова. Я стала ее наставником в освоении новой системы, помогала адаптировать ее для преподавания иностранного языка. Мы даже участвовали в городском конкурсе «Наставник + молодой учитель = команда» и заняли первое место. 

Я считаю, для наставника важно уметь слышать наставляемого и помогать ровно в том, чего ему не достает. Но это не всегда легко уловить. Случай с Марией Александровной, которой нужно было поучиться чему-то конкретному, идеальный. Но так бывает не всегда. У меня есть еще один наставляемый — молодая учительница физики Галина Сергеевна Филиппова. Она еще студентка, ей многому нужно учиться, и с ней мы выстраиваем взаимодействие иначе. Я хожу к ней на уроки, чтобы понять, в чем именно нужна моя помощь.

Любовь Костина,
учитель русского языка и литературы школы №77:

— В эту школу я пришла после окончания института в 1992 году и вот уже более 30 лет работаю в одном месте, в одном кабинете. 

Школу я заканчивала на Байконуре, в городе Ленинске. Русский язык у меня преподавала Наталья Леонидовна Пичужкина. Я этот предмет не очень любила, в отличие от литературы. Однажды Наталья Леонидовна дала нам сочинение на тему «Что такое счастье?» Я написала, а она возвращает: «Слишком вычурно. Напиши, как ты чувствуешь». Я подумала, что счастье — это, например, идти в школу по чистому красивому Ленинску. Или кататься на лыжах, или встречать маму из роддома, когда у меня проявилась младшая сестренка. Эти мысли я и изложила в сочинении. Наталья Леонидовна прочитала и говорит: «Люба, ты будешь учителем русского языка и литературы». 

Сначала я не восприняла ее слова всерьез, но, видимо, они попали в благодатную почву. Я стала замечать, что русский язык очень логичен. Ведь в нем всего 76 орфографических правил, но мы учим их 11 лет и все равно пишем безграмотно. Возможно, нужен другой подход? Это заинтересовало. 

Я считаю, что дети сначала любят учителя, и только потом проникаются предметом, который он преподает. Если педагог вдохновляет, будет и увлечение тем, что ему близко. Так Наталья Леонидовна привила мне любовь к русскому языку и к будущей профессии.

Сегодня, будучи председателем методического объединения учителей русского языка и литературы, я тоже являюсь наставником для своих коллег. У нас все работают подолгу, не уходят из школы. Мы стараемся создавать эмоционально комфортную обстановку в коллективе, всегда поддерживать юных коллег. Помню, когда я только пришла сюда, мне не давал покоя вопрос: может «И» быть частицей или это всегда союз? И я задала его одной из опытных учительниц. Она посмотрела на меня так, что я дала себе слово никогда никого из старших коллег ни о чем больше не спрашивать и вникать во все самой. Этот эпизод я запомнила очень хорошо, и всегда говорю молодым педагогам: «Не стесняйтесь. Каким бы глупым вам ни казался вопрос, задайте его». Я тоже знаю не все, и это не стыдно — не знать. Вместе легче найти ответы. 

Когда я только начинала готовить детей к ЕГЭ, никто из старших учителей не помог мне разобраться в этом, не подсказал, какими методическими пособиями лучше пользоваться. Сегодня я разработала целую систему подготовки к ЕГЭ и охотно делюсь ею со всеми коллегами. 

Уже семь лет в нашей школе работает учителем математики моя дочь, для которой я тоже в какой-то степени стала наставником в профессии. 

Я считаю, для наставника важно не быть равнодушным, искренне интересоваться, что происходит в жизни наставляемого. Неправильно, когда каждый существует сам по себе. Еще важно в душе оставаться всегда молодой, избегать ханжества и цинизма, которые, на мой взгляд, прикрывают пустоту. 

Гульфия Глушкова, учитель начальных классов
и татарского языка школы «Яктылык»:

— Мой педагогический стаж — 35 лет. Я окончила педучилище в городе Бугульме, на практику меня направили в мой родной Камышлинский район, в школу села Балыкла. Там работала учителем начальных классов Раиса Шакировна Марданова. Она стала моим проводником в профессии, раскрыла мне все тайны и секреты педагогической деятельности, которые знала сама. К ней я обращалась по любым вопросам, и она всегда давала поистине бесценные советы. Как сейчас помню ее наставление: «Прежде чем начать урок, дождись, когда в классе установиться тишина». До сих пор пользуюсь этим правилом. 

Сама я тоже не раз выступала в роли наставника. Помню, еще в Балыкле пришла к нам на практику девочка Лилия. Сразу предупредила, что работать по специальности не собирается. Профессия учителя ей не нравится, а в педагогическое она поступила, просто потому что нужно было где-то продолжить образование. Провела она свой первый урок. Мы его с ней обсудили, я посоветовала, как и что можно было бы сделать иначе. Сначала мы вместе составляли планы занятий, потом она стала делать это сама, я лишь давала какие-то подсказки. А через две недели заметила, что уроки у нее становятся все интереснее и интереснее. Через месяц она уезжала от нас с совсем другим настроением. А главное — с желанием работать в школе. Очень благодарила меня за то, что я раскрыла ей глаза на профессию. Для меня это была непередаваемая радость! Будто миллион в лотерею выиграла!

Я считаю, для наставника очень важно любить свою работу. В противном случае ты не сможешь передать свой педагогический азарт, знания и умения другому человеку. 

Галина Жирнова, учитель начальных классов школы №145:

— Этот год знаковый для нашего образовательного учреждения. Прошло 35 лет с момента его открытия, я работаю здесь с первого дня. Сейчас преподаю в третьем классе, это мой десятый набор в начальной школе.

Говоря о наставничестве, хочется рассказать о первом директоре школы Людмиле Александровне Кругловой. Она была настоящим подвижником в самом высоком смысле этого слова. Под ее руководством с первых дней учреждение развивалось как школа искусств. За 15 лет Людмила Александровна сделала ее лучшей школой района, хорошо известной в городе и области. Были созданы классы с углубленным изучением одного и двух иностранных языков, классы хореографии, музыки, театра, изобразительного искусства. 

Своим главным наставником я считаю Ольгу Михайловну Мухортову, у которой я проходила педагогическую практику. Ольга Михайловна долгие годы помогала мне в решении не только профессиональных, но и житейских вопросов. Когда у меня возникали проблемы, я всегда обращалась к ней за советом. Ольга Михайловна многому меня научила, прежде всего преодолевать трудности. Она тоже работала учителем начальных классов. В этом году мы проводили ее на пенсию.

Сегодня школа №145 сохраняет лучшие духовные ценности, заложенные учителями-ветеранами. Традиции продолжает нынешний директор Алла Юрьевна Колдеева. Она является выпускницей школы. Благодаря этой преемственности поколений мы продолжаем жить интересной жизнью.

Для своих детей я тоже являюсь наставником и горжусь, когда бывшие ученики выбирают профессию учителя. В моем первом выпуске была очень старательная, скромная, трудолюбивая девочка Наташа Тамилина. Сегодня она завуч школы №24 Куйбышевского района.

В течение десяти лет я была завучем начальной школы и помогала начинающим педагогам в профессиональном становлении. Сейчас у нас трое молодых учителей, мне всегда хочется им что-то показать, подсказать. Посещая их уроки, я вижу, как они быстро перенимают все хорошее, и мы становимся одной большой семьей. 

Игорь Богданов, учитель истории школы №43: 

— Я выпускник исторического факультета Самарского государственного университета. В этом году исполняется 15 лет с момента, когда я впервые вышел к доске в роли педагога. Историю я всегда видел своим призванием. Раскрыть потенциал мне помогла Наталья Дмитриевна Галактионова — учитель истории дневного пансиона №84. Это чуткий и отзывчивый педагог, настоящий профессионал своего дела. 

Однако себя в роли педагога я не представлял. Даже когда после практики вышел на постоянную работу в школу №43, мне казалось, что это нечто временное. Привить вкус к профессии, выработать дисциплину и отточить мастерство мне помогали замечательные люди, которых я могу назвать настоящей душой коллектива школы: директор Виктория Камильевна Пистолетова, заместитель по воспитательной работе Галина Ивановна Никитина и заместитель по учебной части Лариса Анатольевна Романова. Они умело и легко направляли в нужное русло энергию молодого педагога, поддерживали в трудную минуту, проявляли терпение и заботу. К сожалению, Галины Ивановны больше с нами нет, но мысленно я каждый новый день обращаюсь к ней со словами благодарности и уважения.

В Год педагога и наставника, я хотел бы поблагодарить их, людей и педагогов с большой буквы, за их труд и вклад в образование, за их участие в формировании моей личности! 

Авторы материала: Светлана Келасьева, Ева Скатина

Фотографии спикеров из личных архивов

Читайте также:

Люди

Ветеран Зоя Васильева: «Мы, дети войны, рано повзрослели»

О военном детстве, работе на заводе и общественной деятельности

Люди

Анна Князева: «Писательство — это забег на длинную дистанцию»

Автор детективов о творческом процессе, самообразовании и любимых героях

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации