Необыкновенное приключение ученого Ибрагима Наврузова в Самаре. Часть 2

01.10.2023

5682

Автор:

Необыкновенное приключение ученого Ибрагима Наврузова в Самаре. Часть 2

12 сентября в нашей области в девятый раз отметили День дружбы народов. С размахом прошел этот праздник в уникальном этнопарке в Самаре. Сегодня в регионе живут представители 150 народов. Сразу после Октябрьской революции 1917 года в губернии стали образовываться объединения, которые собирались в Доме национальных меньшинств на Панской. Их участники распространяли идеи изучения, развития и сохранения различных культур по всей стране. 

Один из активистов — Ибрагим Наврузов стал основателем первого этнографического музея адыгов, или черкесов. Этот народ описан во многих произведениях русских классиков. Потомки ученого до сих пор живут в Самаре. Вот что рассказали о семье Наврузовых «Самарской газете» Наталия Семьянская, руководитель литературного объединения «Патриот» Республики Марий Эл, и внучка Наврузова Светлана-Нафисет Шельдяшова. Это вторая часть материала. Первую можно почитать здесь.

Рожденный на Волге

Согласно информации адыгской писательницы Нурихан Кияровой, основывашейся на исторических документах и автобиографии Наврузова, родился он в нашем городе. Здесь проживала семья его деда-абадзеха, плененного в годы Кавказской войны и высланного вглубь России. С детства проявлявший интерес к знаниям, Ибрагим окончил саратовское городское училище и получил диплом пензенской мужской гимназии. Затем служил в армии — в 22-м драгунском полку, с 1902 по 1904 год. Добровольцем ушел на Русско-японскую войну в 1905-м. Вернувшись с фронта, с 1906 года работал на различных должностях в самарском и саратовском губернских правлениях, параллельно занимался научными исследованиями. 

Исходя из этого пункта его биографии можно понять, почему он повез свою невесту, которую умыкнул в Самаре, именно в Саратов. Но недолго опытный воин, человек пылкого гражданского темперамента оставался рядом с Хаджари. В мае-июне 1917 года Наврузов поступил на военную службу в Кавказскую туземную конную дивизию, прозванную врагами «Дикой». Образованная в 1914 году исключительно из добровольцев — мусульман, жителей Кавказа и Закавказья, она наводила ужас на немцев. Ее всадники участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве, показали себя на Румынском фронте, а в августе 1917 года — в Корниловском походе на Петроград с целью установления военной диктатуры в стране. В составе дивизии были сформированные по национальному признаку полки: татарский, чеченский, черкесский, кабардинский. 

Необыкновенное приключение ученого Ибрагима Наврузова в Самаре. Часть 2

На родину предков

Вероятно, Наврузов не поддержал выступление Корнилова, поскольку в том же 1917-м вернулся в Самару, где его ждала молодая жена. Скорее всего, горец связывал процветание и развитие малых народов Кавказа именно с национальной политикой большевиков. Полный идей революционного обновления общества, Ибрагим до конца 1920 года работал в органах народной власти — Комитете бедноты, татарско-кавказской секции Татарско-башкирского бюро в Самаре. Более года, с апреля 1919-го по июль 1920-го, он служил в рядах Красной Армии. 

В октябре 1920 года Ибрагим Наврузов совершил решительный поворот в судьбе, возвратившись вместе с семьей на родину предков — в Адыгею. Мотивы этого поступка он раскрыл в автобиографии: «История и этнография всегда меня интересовали, и только в годы Гражданской войны… я как-то оторвался от любимых предметов… Мой план был таков: жить и работать в ауле, а в свободное время заниматься записью черкесского фольклора».

Адыгская интеллигенция, по словам Кияровой, с готовностью приняла в свои ряды хорошо образованного, энергичного и патриотически настроенного соплеменника.

Необыкновенное приключение ученого Ибрагима Наврузова в Самаре. Часть 2
Необыкновенное приключение ученого Ибрагима Наврузова в Самаре. Часть 2

Знакомство с Лениным

Возвращение Наврузова на родину предков совпало с начальным этапом национального самоопределения народов Советской России. Его ждала бурная общественная деятельность. С декабря 1920 года в составе Ульского волостного исполкома он возглавлял отдел народного образования. В марте и декабре 1921-го состоялись II и III съезды трудящихся горцев в Краснодаре. Там рассматривались проблемы самоопределения адыгов Западного Кавказа. Ибрагима избрали в состав Горского исполкома Кубани и Черноморья. Решением пленума он и Казбек Мишуриев были делегированы на IX Всероссийский съезд Советов с правом решающего голоса. 

Шельдяшова рассказывает:

— В Москве дедушка познакомился с Владимиром Ильичом Лениным. Тот выступал перед делегатами съезда с отчетом ВЦИК и СНК о внешней и внутренней политике советской республики. Глава молодого государства пригласил к себе представителей республик Кавказа. Хотел узнать, что, по их мнению, нужно сделать, дабы многонациональное население этой территории захотело остаться в составе России. Делегаты заговорили об автономии. А дедушка предложил начать с культуры. С бережного отношения к наследию каждого народа, с организации этнографических и исторических исследований и создания музеев. Ленин живо заинтересовался его идеями. И даже, ссылаясь на хорошие личные отношения с Кемалем Ататюрком, предложил помощь в организации археологических раскопок на территории Турции, где в древности проживало много черкесов. Пока дедушка находился в Москве, Ленин познакомил его и с Надеждой Константиновной Крупской, которая занималась вопросами культуры и образования. Жена вождя также обещала всяческое содействие. 

Первой ласточкой национальных объединений в Самаре был Мусульманский комитет. Его образовали сразу после Февральской революции 1917 года. Назначение — «для защиты интересов мусульманских рабочих слесарем-машинистом снарядных заводов Садреевым, а также товарищами Якуповым и Бахтеевым». В 1919 году он был переименован в губернское Татаро-башкирское бюро РКП(б) — политический и культурный национальный центр. С клубом, библиотекой, читальным залом и собственными печатными изданиями. Во время правления КОМУЧа в Самаре члены бюро организовали боевую дружину для сопротивления входившим в город белочехам. Некоторые из ее активистов были убиты, другие остались вести подпольную работу в городе. Третьи отступили с отрядами Красной Армии к Симбирску. Возможно, служба Наврузова в РККА связана как раз с этими событиями. 

Продолжение следует.

Фотографии: исторические архивы;
Владимир Пермяков

Предыдущие материалы цикла:

Необыкновенное приключение ученого Ибрагима Наврузова в Самаре.
Часть 1

Читайте также:

Исторические версии

Композитор из рода Аксаковых. Часть 2

Он родился в Самаре, прославился в Шанхае, преподавал в Минске

Исторические версии

Композитор из рода Аксаковых. Часть 1

Родился в Самаре, прославился в Шанхае, преподавал в Минске

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации