Скромный деревянный дом под номером 8 в самом начале улицы примечателен не архитектурой, а историей людей, которые в нем жили. В годе войны здесь разместили с семьей легендарного разведчика Рудольфа Абеля.
Его настоящее имя — Вильям Фишер. Рудольф Абель — псевдоним, взятый в честь коллеги, наставника, также работавшего в ОГПУ.
Вильям Фишер появился на свет в Великобритании в 1903 году. Его родители были русскими эмигрантами. Это позволило ему в совершенстве овладеть и английским, и русским языками. Также Фишер знал французский и немецкий.
В 1920-м семья вернулась на родину и приняла советское гражданство. Вильям прошел обучение на радиотелеграфиста. Полученная специальность и знание языков помогли ему стать кадровым сотрудником внешней разведки.
Фишер работал в Польше, Англии и Китае. В начале войны для выполнения специального задания его направили в Куйбышев. Сюда же приехала в эвакуацию его семья. Жена Абеля Елена Степановна, музыкант, работала в оркестре оперного театра.
Именно под таким названием это здание — под номером 70 — вошло в историю. Видно, что купчиха Александра Пермякова не пожалела средств на отделку фасада. Здесь и изысканные орнаменты в стиле модерн, и кованое ограждение балкона, и лепные женские маски. До революции на стене можно было увидеть и фамилию владелицы, написанную большими буквами.
Сыновья Пермяковой продолжили ее дело. Особых успехов достиг Сергей.
С 1897 по 1914 год его избирали гласным городской думы. Он входил во множество комиссий: садовую, училищную, канализационную, техническую, финансовую, участвовал в проведении трамвайных линий. В 1914 году Сергей Пермяков занял пост городского головы.
По непонятной причине сегодня значительная часть площадей в ТЦ пустует. Но в начале ХХ века здесь кипела торговля. Правда, тогда это место называлось по-другому — Троицкие торговые ряды. На нижнем этаже находились магазины, на втором — различные конторы. Ряды получили свое название по имени Троицкого храма, который располагался на месте дома специалистов.
Доходный дом книготорговца Соломона Гринберга — под номером 98 — один из ярчайших образцов модерна в Самаре. Его построил тот же архитектор, что и хоральную синагогу, — Зельман Клейнерман.
Долгие годы здание находилось в удручающем состоянии. Наконец в 2018 году дом привели в порядок. И теперь мы снова можем видеть его во всем великолепии — с искусным растительным орнаментом, изображениями львов. Венчает здание женская маска, выполненная удивительно натуралистично.
Изначально здание под номером 67 насчитывало всего два этажа. Оно было возведено в 1909-1911 годах по проекту Якова Ушакова-Решетникова.
В 1932-м в здании надстроили еще три этажа. При этом советские архитекторы попытались сохранить некоторые черты модерна. Так, они проложили между окнами третьего и четвертого этажа синюю плитку.
Под номером 128 еще одно здание в стиле модерн, построенное по проекту Зельмана Клейнермана. Однако если сравнить его с домом Гринберга, разница просто огромная. Там — цветы и маски, тут — строгие прямые линия и отделка глазурованной плитки. Видно, что хозяин позаботился не только об эстетике, но и о практичности. Дом мещанина Савельева — хороший пример рационального модерна.
Это место хорошо знакомо самарцам — и тем не менее почему бы не включить его в маршрут. Можно полюбоваться прекрасным видом на Волгу, при желании — спуститься по склону, мимо фонтанов к реке. Или свернуть в сторону храма Святого Георгия Победоносца. Вполне возможно, вы еще не видели Аллею маршалов, которая недавно была здесь открыта. Здесь установлены бюсты полководцев, которые внесли значительный вклад в Победу и чья жизнь так или иначе связана с нашим городом.
Фотографии: архив «СГ»
Город
Комментарии
0 комментариев