Режиссер Антон Долганов: «Природа сопротивлялась съемкам изо всех сил»

23.08.2023

3258

Автор: Маргарита Петрова

Режиссер Антон Долганов: «Природа сопротивлялась съемкам изо всех сил»

Режиссер и продюсер Антон Долганов — создатель и руководитель видеостудии Modjo Films и собственной видеошколы. Он автор короткометражного фильма «Как обычно», получившего приз за лучшую комедию на международном кинофестивале Short to the Point в Бухаресте. Его документальная лента «Домовой», посвященная известному самарскому актеру Олегу Белову, победила в номинации «Лучшая режиссерская работа» на казанском форуме «Зилант». И собрала более тысячи зрителей в прокате по Самарской области. А новая картина «Чайкин остров» вошла во внеконкурсную программу XII Московского международного кинофестиваля «Будем жить». Он пройдет в столице с 24 по 31 августа. Режиссер рассказал «СГ» о том, как проходили съемки фильма, посвященного традициям жизни за Волгой и отношениям отцов и детей.

Островная история

В основе фильма «Чайкин остров» — история из жизни моего друга Алексея Акимова. Он выступил консультантом на съемках и снялся в эпизоде. Автор сценария Мария Якутина, с которой мы работали над картиной «Как обычно», накидывала художественную оболочку на фундамент реальности — это было очень увлекательно.

Работа стартовала в апреле и заняла год. В мае 2023-го мы начали готовить картину к показу в кинотеатре. Сами съемки длились пять дней — для короткометражного фильма в 25 минут это много, обычно они проходят за одну смену.

Снимали в Самарской области, недалеко от Винновки, напротив Ермаково — на реальном острове. Можно сказать, необитаемом. Там как раз и произошли те самые события из жизни моего друга. Официального названия у острова не существует. Чайкиным его прозвали люди. В принципе могли снимать где угодно — хоть на берегу Волги, но тогда не было бы аутентичности.

Конечно, с этим были сопряжены сложности — вывезти съемочную группу на остров непросто. Многие жили в палатках, в отеле при монастыре в Винновке. Каждый день на лодках актеров возили в Самару, поскольку в разгар сезона они были заняты в своих театрах.

Реквизит был подлинным, на съемках работали консультанты. Сюжет развивается в трех временных пластах: в 1985 году, в 1995-м и в наши дни. Для меня важно было точно воссоздать заволжский быт. Показать зрителю, как люди живут на волжских островах: хранят вещи на деревьях и выкапывают ямы для схрона на зиму, строят лагеря. Такая фактура существует только на Волге — больше нет нигде. Мне показалось, что это очень кинематографично. В судьбе нашего героя центральную роль играют воспоминания — аналогия некоего схрона с вещами.

Природа сопротивлялась съемкам изо всех сил. На нас обрушивались ураганы, грозы. Мы молились всем богам, и они нас услышали. Однажды ко мне подошел продюсер со словами: «Идет дождь, а через час нам снимать солнечные воспоминания о том, как голенький мальчик бегает по полю с копьем». Я говорю: «Сейчас мы снимем сцену под дождем, он закончится, и будем снимать солнечные воспоминания». Самое удивительное, что так и произошло.

Режиссер Антон Долганов: «Природа сопротивлялась съемкам изо всех сил»

Полная воля для актеров

Кастинг проходил непросто. Нужно было найти актеров, которые сыграли бы персонажей в разном возрасте. Из Москвы я привозил профессионального гримера. Это был единственный не самарский человек в съемочной группе. Требовалось сделать качественное состаривание и омолаживание героев. Еще нужно было найти похожих актеров: когда переход из одного возраста в другой решается не гримом, а сменой исполнителя. Думаю, справились хорошо. На закрытом показе у зрителей не возникло вопросов о том, кто есть кто в другом времени.

На главную роль я сразу хотел Алексея Елхимова. Оказалось, что ему эта история близка: артист максимально волжский человек, понимающий островную жизнь. Когда он в родном театре «СамАрт» вслух читал синопсис фильма, у него спросили: «Это про тебя написано?» Один из самых неожиданных фактов: история, которую мы с Машей написали, оказалась почти родной для многих членов съемочной группы. Они жили в детстве на соседних или других таких же островах.

Было приятно сотрудничать с артистом Самарского академического театра драмы Владимиром Сапрыкиным — он опытный киноактер. У него в нашем фильме роль второго плана. Именно такие сильные исполнители делают кино крепче.

Актриса Самарского художественного театра Алла Набокова продемонстрировала невероятное перевоплощение в разные возрасты. И дело не только в работе гримера. Она эмоционально очень перестраивалась.

В театре у актера есть определенные амплуа. И порой он становится их заложником. Например, у Сергея Маркелова, который в нашем фильме играл сурового отца, в театре драмы таких ролей никогда не было. Сам очень светлый человек. Мы долго вводили его в нужное состояние: смотрели подходящие по тематике фильмы, обсуждали героев подобного типа. Он специально отращивал усы — решили не наклеивать. Сергей постепенно погружался в роль. Получалось не с ходу, но это нормально. У нас на то и есть дубли.

Я давал актерам полную волю на создание внутреннего мира персонажей. Получалось здорово. Все-таки я еще начинающий режиссер, и каждая новая работа с артистами — это нечастая практика. А они профессионалы, постоянно задействованы в театре. Хочется, конечно, чтобы и в кино снимались чаще — от этого становятся только лучше. Поэтому я доверял исполнителям и только где-то корректировал. Иногда они играли так, как я бы даже на поставил задачу.

Режиссер Антон Долганов: «Природа сопротивлялась съемкам изо всех сил»

Время родителей

У меня была конкретная история, которую хотелось рассказать. Уже в процессе съемок стал задумываться: а для кого эта картина? Какая возрастная категория зрителей? Никогда не понимал, насколько тема отцов и детей универсальна. Для меня это стало открытием. Еще один сюрприз: в процессе работы на первый план вышла фигура отца героя, хотя мне казалось, что я снимаю про сына.

Мы приглашали на закрытый показ своих отцов, матерей. Получилось очень семейное мероприятие: были слезы, эмоции, благодарности, разговоры. Думаю, что поход на этот фильм — прекрасный повод провести время со своими родителями.

После того как фильм поездит по фестивалям, сделаем показ в Самаре — скорее всего, в ЦРК «Художественный». Хочется, чтобы картина долго жила и попала на большие экраны.

Режиссер Антон Долганов: «Природа сопротивлялась съемкам изо всех сил»

О чем «Чайкин остров»

После похорон отца Алексей и его мама отправляются на Чайкин остров. Сам сын не хочет здесь находиться. Место, где он не был с юности, напоминает ему об отце. Тот был строг к мальчику и, как уверен герой, ставил остров на первое место в жизни. Алексей раскапывает схрон (яму, где завсегдатаи хранят вещи в несезон), а вместе с ним и воспоминания разных лет. В результате герой открывает кое-что о самом себе, об отце и взгляде на жизнь.

Режиссер Антон Долганов: «Природа сопротивлялась съемкам изо всех сил»

Комментарии

Алексей Елхимов, актер театра «СамАрт», исполнитель главной роли в фильме «Чайкин остров»:

— У меня остались два ярких воспоминания от съемок. Первое — это история, которая удивительным образом присваивалась многими участниками проекта. Становилась личной, узнаваемой, по крайней мере — знакомой или близкой. Я, например, с детства тоже рос на волжском острове, куда меня родители вывозили на все лето, спасая от аллергии на городскую пыль. Мой герой (Алексей, кстати) тоже любит рок-музыку. И тема диалога с отцом, конечно. А второе — это восхищение слаженной работой съемочной группы. В сжатые сроки, вопреки погодным условиям, в полевых условиях процесс был очень четко организован. А мне есть с чем сравнивать. Болею за это маленькое и честное кино.

Режиссер Антон Долганов: «Природа сопротивлялась съемкам изо всех сил»

Алла Набокова, актриса Самарского художественного театра, исполнительница роли матери в фильме «Чайкин остров»:

— В первую очередь меня потрясла команда, которая работала на съемках: настолько дружная, профессиональная, стремящаяся сделать все как можно лучше. Начиная от режиссера Антона Долганова, и далее можно назвать каждого: операторы, осветители, костюмеры, транспортный цех.

Задача передо мной стояла трудная. По роли нужно было перевоплощаться в женщину 35 и 70 лет. Надеюсь, справилась достойно.

В кадре у меня были просто потрясающие партнеры: Алексей Елхимов, Владимир Сапрыкин, Алексей Якиманский. Наше знакомство с молодыми артистами Юлией Суворовой и Сашей Цыцеровым вылилось в дальнейшее сотрудничество — они пришли работать к нам в театр.

Фотографии предоставлены спикерами

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации