Потомки сельского священника продолжают учить детей. Часть 1

10.08.2023

4605

Автор:

Потомки сельского священника продолжают учить детей. Часть 1

Этот сюжет я приберегала для новогодних праздников. Очень уж колоритно выглядели фотографии с утренника в детском саду, которые мне прислали сотрудники Музея модерна. Напомним, культурное учреждение располагается в доме Курлиной. 

У этого особняка — интересная история. В советское время его занимал детский сад № 46. На снимках, предоставленных сотрудниками музея, видно, как весело его воспитанники отмечали наступление нового, 1963-го года. За роялем — музыкальный руководитель Любовь Любавская, дочь священника из села Виловатое. 

Однако жизнь внесла коррективы в мои планы. В июле состоялся слет потомков Любавских в Самаре. И меня пригласили на семейный концерт в Музей модерна. В том же зале, украшенном лепными орхидеями, выступала правнучка Любавской — певица из Петербурга Лейла Эйвазова. 

Потомки сельского священника продолжают учить детей. Часть 1

Мелодии и ассоциации

20 июля в музее состоялся концерт «Звучание души» из цикла «Музыка модерна».  На нем выступили гости из Санкт-Петербурга, лауреаты международных конкурсов певица Лейла Эйвазова (сопрано) и Татьяна Жирихина (фортепиано). Прозвучали композиции Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова. В первом ряду зрителей были члены семьи Любавских. Не только самарцы, но и те, кто приехал из Москвы, Петербурга. 

Лейла окончила педагогический университета имени Герцена. Училась на кафедре сольного пения. И давно уже дает концерты. Причем девушка имеет также психологическое образование и придумала необычную форму подачи классических произведений -метафорический ассоциативный концерт. В его основе те же принципы, что и у специальных карточек, которыми пользуются психологи, чтобы выяснить, какие эмоции пробуждают у пациента те или иные изображения. Рисунки Лейла заменила музыкальными произведениями. Исполнив каждое из них, она обращается к залу с просьбой поделиться чувствами, которые вызвала у них мелодия. А затем и сама рассказывает о композиторе, о том, что побудило его написать тот или иной опус. Прежде всего такой подход полезен для юных слушателей, которые учатся анализировать произведение.

Потомки сельского священника продолжают учить детей. Часть 1
Потомки сельского священника продолжают учить детей. Часть 1

Автор праздников

Невольно эта методика заставляет вспомнить предшественницу Лейлы, ее прабабушку Любовь Любавскую. Она была не только музработником, но и известным в Самаре методистом. Любовь Владимировна тоже делала все, чтобы помочь детям понять и полюбить музыку. Будучи руководителем городского методкабинета музыкальных работников дошкольных учреждений, женщина отбирала произведения для разучивания с малышами, писала сценарии утренников. Этими материалами пользовались в детских садах по всему городу. Лейла призналась, что для нее большое счастье выступать в зале, где много лет назад раздавались звуки рояля ее прабабушки. 

Самым главным гостем мероприятия стала Наталья Бурова — дочь Любавской. В этом году ей исполнилось 90 лет. Ребенком она ходила в детский сад, где работала ее мама. Выступление внучатой племянницы из Петербурга навеяло на пожилую женщину много воспоминаний.  

— Я отчетливо помню, что этот зал и в то время был актовым. Здесь проводились занятия и праздники. Я как могла помогала маме. Видели меня на одной из фотографий в костюме старичка? Я всегда участвовала в инсценировках. И даже спустя время, когда училась в школе, затем в педагогическом институте, приходила в детский сад, чтобы сыграть на Новый год Снегурочку или других сказочных персонажей. 

Отец Наташи, Евгений Павлов, был по образованию агрономом. Однако последние 20 лет перед пенсией тоже посвятил педагогической деятельности. Он был доцентом Куйбышевского планово-экономического института.

Потомки сельского священника продолжают учить детей. Часть 1

Каким был детский сад № 46

Выходя после концерта на улицу, Наталья Евгеньевна комментировала то, что видела по пути: 

— Мы и раньше заходили не с парадного входа, а со двора. Направо от лестницы в подвал — крошечная комнатка, где сейчас сидит охранник. Там жила Вера Алексеевна Воскресенская, моя любимая воспитательница вместе со своей дочкой. Оля уже была школьницей. А в старших группах работала Юлия Петровна. По-моему, в средней группе у нас была игровая, рядом с залом. Из нее выходила дверь в спальню. Там проходил «тихий час». Я не любила спать. Притворялась, лежала с закрытыми глазами. А на втором этаже находилась старшая группа. Запомнилось, что мы как-то делали печенье, сами его лепили.

Служители музея с интересом слушали ее рассказ. Наталья Евгеньевна вспомнила, как гуляла в красивом зеленом дворе особняка. Там была установлена шведская стенка. Ребята любили по ней лазать. Также во дворе стояли два фанерных домика и песочница. Иногда воспитанников выводили парами, и они гуляли по улице. На вопросы, помнит ли Наталья Евгеньевна, что в доме Курлиной во время войны размещалось посольство Швеции, она ответила отрицательно. 

— Во время войны я заходила к маме в садик. Он работал. Если какое-то время учреждение и было закрыто — мне этого не запомнилось. Ведь когда началась война, я уже училась в школе № 25, на углу Рабочей и Самарской. Это так называемый дом Нуйчева. Сейчас здание украсили, обновили, а в те времена оно было обшарпанное. Никогда не думала, что это важный исторический памятник. В школу я ходила с 1940-го по 1950 год.

Наталья Бурова — педагог с огромным стажем. Она окончила факультет русского языка и литературы Куйбышевского педагогического института. До сих пор помнит лекции выдающегося советского лингвиста, члена-корреспондента Академии наук РСФСР профессора Александра Гвоздева. Он вплотную занимался диалектологией, изучал развитие русского языка. Эти вопросы заинтересовали и выпускницу педагогического Наташу Павлову. Она тоже стала ученым-филологом. Но признается, что заложенная родителями любовь к музыке сопровождает ее всю жизнь.

Потомки сельского священника продолжают учить детей. Часть 1

Так называемый особняк Курлиной был построен в 1903 году купцом I гильдии Александром Курлиным для своей супруги Александры. В честь нее дом и получил свое неформальное название. Здание стало одним из первых в Самаре, построенных в стиле модерн. Проект разработал архитектор Александр Зеленко.

Дом был оборудован самыми современными коммуникациями — электрическим освещением, колориферной системой отопления, водопроводом, канализацией и телефоном. В 1918 году, в период Гражданской войны, Самару занял восставший против большевиков Чехословацкий корпус. В доме Курлиной находилась его контрразведка. Некоторое время спустя здесь располагался музей, затем детский сад № 46. С 1941 по 1943 год, в период эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало посольство Швеции.

Продолжение следует.

Фотографии: исторические архивы  

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации