04.08.2023
Основатель завода Альфред Филиппович фон Вакано был австрийского происхождения. Выходец из благородной дворянской семьи решил посвятить себя пивоварению. Закончив Венскую коммерческую академию, молодой предприниматель начинает активно заниматься бизнесом в Чехии и Германии, набираясь опыта.
Последовав примеру многих иностранцев, которые в конце XIX века начали открывать свои предприятия в России, фон Вакано приезжает в Самару. Наш город австриец выбрал неспроста: во-первых, на берегу уже находился маленький пивной завод в запустении, а во-вторых, здесь текла Волга. А это означало постоянную доступность пресной воды для производства и транспортных путей.
6 февраля 1880 года фон Вакано подал заявку на участие в аукционе на право приобретения участка у Волги, который находился в собственности города. Конкурентом австрийца стал богатый самарский купец Петр Субботин. Но предложенная сумма Вакано оказалась больше на один рубль и составила 2 201 рубль в год на 99 лет аренды. По договору бизнесмен мог пользоваться территорией до 1979 года. Есть мнение, что между фон Вакано и Субботиным была договоренность, так как последний потом вложился в развитие завода.
Получив землю, Альфред Вакано незамедлительно начал демонтаж старых фабричных построек и приступил к возведению современных зданий. И всего через год предприятие начало производство пенного.
Завод строился по последнему слову техники. Именно здесь впервые в Самаре появилось электричество, а также работали механизированный конвейер и собственная лаборатория по проверке качества. Фон Вакано заботился не только о технической стороне, но и кадровой – для работников построили отдельные здания. В цехах и квартирах работало паровое отопление.
Продукция предприятия под названием «Венское» пользовалась популярностью по всей России. Обороты были впечатляющими: если в первые годы работы завода продавали 75 тысяч ведер в год, то с 1881 года производство дошло до миллиона ведер и больше. Фон Вакано был третьим по выпуску продукции в стране, уступая только Трехгорному (Москва) и Калинкинскому (Санкт-Петербург).
Для сравнения, в 1881 году в Бузулуке купец Флорентий Ключников основывает предприятие, которое к 1887 году выпускает десять тысяч ведер в год. А в 1882 году в Бугульме создается пивзавод надворным советником Александром Елачичем, который производил две тысячи ведер.
К концу века самарский пивзавод мог похвастаться двумя пятиэтажными и одной трехэтажной солодовнями (помещение, где готовят зерно для солода), а также отдельными строениями для столярных и слесарных работ. Окрестные улицы возле комплекса были освещены и асфальтированы, на набережной был построен собственный грузовой причал.
Пивоварня содержала целый флот – два парохода и 14 барж-ледников, а также 20 вагонов-ледников (крытые грузовые вагоны для перевозки скоропортящихся грузов), вместе с 152 обычными фургонами и табуном из 79 лошадей. Рыночный охват продукции расширился за счет 42 филиалов во всем Поволжье, Уральском регионе, Средней Азии, Казахстане, Западной Сибири, Прикаспии, а также Персии.
В 1903 году Фон Вакано открыл в Самаре заведение, известное как «Кухмистерская» (Красноармейская, 4) — ресторан, обслуживающий купцов и видных государственных деятелей. Над дизайном проекта здания работали немецкие инженеры и архитекторы. Сейчас оно является объектом культурного наследия федерального значения.
Легенда гласит, что фон Вакано построил пивной трубопровод, ведущий в «Кухмистерскую», по которому свежее пиво прямо с Жигулевского завода доставлялось посетителям. Однако во время реставрации здания с 2016 по 2021 год никаких труб не нашли.
Альфред фон Вакано был не только бизнесменом, но и щедрым меценатом. С любовью, считая Самару своим вторым домом, он постоянно искал возможности для развития города.
В 1888 году построил в черте города газовый завод – для освещения драматического театра и Струковского сада. Впоследствии профинансировал благоустройство территории возле драмтеатра и прилегающих улиц, завершив проект за три года.
К 1906 году взял на себя роль управляющего городским водоснабжением, электростанцией и скотобойней. Он также финансировал развитие городской канализационной системы, лично построив пробный участок, который заработал в 1909 году. Это сооружение функционирует до сих пор.
В период неурожая в 1899 году фон Вакано открыл бесплатные фабричные столовые и нанял медицинскую бригаду, состоящую из фельдшеров и медсестер, для ухода за крестьянами.
В 1898 году в знак признания его выдающихся заслуг российское правительство предоставило австрийцу и его детям Владимиру, Эриху, Лотару, Льву, Герберту и дочери Ольге российское гражданство.
Когда началась Первая мировая война, пивовар открыто выступил в поддержку России и предложил городскому совету в доме товарищества Жигулевского пивоваренного завода организовать за его счет больницу.
Однако это не спасло его от подозрения в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и Германии. На старости лет фон Вакано вместе с сыном Владимиром был сослан в Бузулук. Несмотря на свое положение, он продолжал курировать пивоварню и пытался продать ее японцам, хотя и безуспешно. В конце концов в 1918 году Альфред фон Вакано вернулся в Австрию с семьей, где провел остаток своей жизни и скончался в возрасте 82 лет.
В период гражданской войны во время боев завод был частично разрушен. Можно сказать, что первоначальный завод фон Вакано с оригинальной рецептурой был уничтожен.
Во времена НЭПа были предприняты попытки восстановить предприятие. В 1922 году был подписан договор об аренде между братьями Вакано и Самарским губсовнархозом на 12 лет с трехлетним бесплатным периодом для восстановления.
В Самару управлять делами приехал Лотар фон Вакано, его приезд вызвал слухи. Ходила молва, что сын вернулся в город в поисках клада отца, который тот оставил незадолго до того, как покинул Россию. Дело дошло до того, что местные жители сами начали искать тайник рядом с заводом. Делом заинтересовалась советская власть, которая пресекала подобные попытки.
24 апреля 1923 года завод выпустил первую партию пива после простоя. Но хозяева не смогли долго распоряжаться своей собственностью. С концом эпохи НЭПа закончилось и участие семьи Вакано в делах завода. Братья продали свои акции, и 9 апреля 1929 года Жигулевский пивоваренный завод был национализирован.
В советские годы Жигулевский пивзавод получил новое рождение — возник бренд, который сегодня знает вся страна. В 1934 году нарком пищевой промышленности Анастас Микоян посетил предприятие и посчитал, что советское пиво не должно носить «буржуйское» название «Венское». Впоследствии рецептуру утвердили государственным стандартом и она пошла в производства по всему Союзу с новым названием — «Жигулевское».
735 заводов СССР варило «Жигулевское» по ГОСТу. После развала Союза возникли долгие споры по обладанию авторского права на бренд. Роспатент впоследствии отменил товарный знак, и теперь пиво под таким название выпускает множество заводов по всей стране.
Информация взята с сайта: samarabeer.ru
Фотографии: russiainphoto.ru (Самарский областной художественный музей), samarabeer.ru, Владимир Пермяков
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев