Психолог областного противотуберкулезного диспансера Людмила Нефедова: Чувствую себя учителем, который выпускает класс

28.03.2023

7894

Автор:

Фотограф: Анастасия Жиляева

Психолог областного противотуберкулезного диспансера Людмила Нефедова: Чувствую себя учителем, который выпускает класс

Психолог областного противотуберкулезного диспансера Людмила Нефедова каждый день помогает пациентам найти в себе силы справиться с проблемами, принять себя и диагноз. Она рассказала о том, что волнует людей с этим заболеванием, какие методики применяют специалисты и насколько долог путь к выздоровлению.

Психолог областного противотуберкулезного диспансера Людмила Нефедова: Чувствую себя учителем, который выпускает класс

До полного выздоровления

— Принято считать, что в нашу профессию лучше приходить не со школьной скамьи. Я работала медсестрой, но в какой-то момент поняла, что мало просто лечить тело. Человек — это очень сложная система, в которой важна и душевная составляющая. Я поступила в Самарский государственный университет и обнаружила, что в зрелом возрасте учиться намного интереснее, осознаннее, я бы даже сказала «вкуснее», нежели в юные годы.

С пациентами фтизиатрического профиля в противотуберкулезной службе я работаю с 2013 года. Это одно из самых интересных направлений для клинического психолога. Во-первых, в твоем распоряжении большой промежуток времени, чтобы быть вместе с человеком, помогать ему проходить весь этот непростой путь. Во-вторых, это одна из благодатных медицинских сфер, так как здесь реален процесс полного выздоровления. Когда ты становишься причастным к этому таинству, чувствуешь себя счастливым человеком.

Принять диагноз

К сожалению, сегодня распространено мнение, что туберкулез — это социальное постыдное заболевание, которое бывает, как правило, у маргиналов и не очень благополучных людей. Такое суждение безумно мешает человеку на начальном этапе принять диагноз. Стигматизация — это очень серьезная проблема и одно из направлений, в котором я работаю.

Я тружусь в хирургическом стационаре, мы готовим людей к операции, чтобы они могли с минимальными эмоциональными и психологическими затратами пройти эту процедуру. Затем сопровождаем в процессе реабилитации. Кроме самого заболевания всплывают проблемы, которые нужно решать параллельно: разлад в семье, кризисные факторы и прочее. Есть такое утверждение, что лечат не болезнь, а человека. Он как букет, в котором много всего, поэтому мы очень внимательно и бережно перебираем содержимое и составляем «икебану», с которой пациент почувствует себя полноценным, гармоничным и счастливым.

В контакте с врачами

Существует триада стигматизированных заболеваний, упоминания о которых приводят человека в состояние шока: туберкулез, ВИЧ-инфекция и психические расстройства. Есть еще онкологические диагнозы, которые воспринимаются как смертельный приговор, здесь тоже крайне важно психологическое сопровождение. 

Меня безумно радует тот факт, что в наших лечебных учреждениях появляется все больше клинических психологов. Это крайне необходимая и востребованная профессия. Помню, когда я только начинала работать в больнице, многие медики не понимали, зачем я здесь. Ведь если человек согласился на операцию, то он уже не тревожный. Сейчас у нас плотный контакт с врачами, со средним медперсоналом. Изменился состав пациентов. Вначале ко мне шли в основном женщины. Теперь и мужчины готовы работать, они открываются независимо от социального статуса, прошлых ошибок.

Положительный потенциал хендмейда

В психологии постоянно появляется что-то новое, и это замечательно. Инструментальный и методический аппараты, которые можно использовать в работе, расширяются и предоставляют больше возможностей. Чтобы держать руку на пульсе, помимо плановых обучений необходимо постоянное непрерывное самообразование. Чтение профессиональной литературы, участие в вебинарах, семинарах, конференциях… 

Методик существует очень много. Например, я использую кинотерапию, она дает очень неплохие результаты. Не менее хороша арт-терапия. Многие наши пациенты разрисовывают бутылки. Это очень красиво. Говорят, что мой кабинет похож на группу в детском садике: на стенах рисунки и аппликации, на полках поделки. Хендмейд несет в себе очень сильный энергетический положительный потенциал. Еще я использую релаксационные методики, телесно-ориентированные практики — все, что работает и помогает пациенту пройти через туберкулез. У нас в работе не только консультирование в классическом его варианте.

Никаких советов

К сожалению, сегодня психологами себя часто мнят совершенно безграмотные люди, раздающие советы направо и налево. Когда мне встречаются такие товарищи, я всегда спрашиваю: «Коллега, где учились, что заканчивали?». При этом они часто умеют себя «продавать». Однако опытные люди знают, что настоящий психолог никогда не дает советов.

Я уже восемь лет веду закрытую группу для своих пациентов, где выкладываю информацию, за которую несу ответственность. Сейчас в интернете большой переизбыток разной психологической литературы, статей, тестов, методик не очень качественного уровня. Я это все фильтрую и предлагаю моим пациентам только проверенное. Записываю небольшие видеоролики на разные темы. Для меня это интересный опыт. 

Тайный код общения

На первой встрече, когда человек приходит ко мне, я ему говорю фразу, которая сначала повергает его в шок: «Если ты пройдешь этот путь, качественно поработаешь над собой, то в конце ты точно сможешь сказать своему туберкулезу «спасибо». Уходя из больницы, пациенты, которые справились, действительно благодарны своей болезни. Это и есть та награда, которую я получаю взамен. В такие моменты я чувствую себя учителем, который выпускает класс. В этом есть что-то радостное, немного печальное и очень теплое. Напоследок я говорю человеку: «Не хочу тебя больше здесь видеть». Это тайный код общения между нами.

Большинство людей уходит от туберкулеза раз и навсегда. В их жизни происходят замечательные перемены. Но выписка из стационара не прекращает наше общение. Буквально на днях я получила послание от молодого человека, которого оперировали полтора года назад. Мы с ним очень плотно работали. Он пишет: «Людмила Владимировна, я наконец-то понял то, о чем мы с вами говорили». Разве это не является тем самым, ради чего стоит ходить на работу каждый день? 

Фотография спикера из личного архива

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Медицина

Каких витаминов не хватает организму весной и как восстановить баланс

Рассказывает заведующий кафедрой эндокринологии и гериатрии Светлана Булгакова

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации