Преподаватель ДШИ № 6 Людмила Мерзлякова: Горим сами и зажигаем других

22.03.2023

2031

Автор:

Преподаватель ДШИ № 6  Людмила Мерзлякова: Горим сами и зажигаем других

На базе детской школы искусств № 6 Красноглинского района уже более 20 лет существует оркестр «Салют». В прошлом году он получил звание образцового. За этим достижением стоит большой труд и начинающих музыкантов, и их наставников. Более подробно об этом рассказала руководитель коллектива Людмила Мерзлякова.

Преподаватель ДШИ № 6  Людмила Мерзлякова: Горим сами и зажигаем других

Оркестр с историей

— Музыку я любила с детства. Помню, подбирала на инструментах понравившиеся мелодии. Окончила музыкальную школу в селе Борское, потом училище и институт культуры в Самаре. Преподавала в Курумоче, но когда вышла замуж, супруг, который сам окончил ДШИ № 6 в поселке Мехзавод, предложил сменить место работы. Это было в 2004 году — скоро 20 лет, как школа искусств стала моим вторым домом. 

Оркестр русских народных инструментов в ДШИ № 6 был создан в 2000 году. Он объединил заинтересованных преподавателей и учащихся народного отделения. Художественным руководителем на протяжении многих лет был заслуженный работник культуры РФ Евгений Афанасьев. С 2019 года коллектив возглавила я.

Жизнь в оркестре всегда бурлила и кипела. С репетиций уходили поздно вечером: не хватало времени, чтобы обсудить репертуар и отточить мастерство. Одно за другим следовали мероприятия, конкурсы, концерты. 

На урок с удовольствием

Оркестр — вариативная, необязательная часть образовательной программы. Но если он есть — это всегда лицо школы, ее гордость. Добиться, чтобы множество исполнителей звучали, как единое целое, непросто. Мы стараемся сделать так, чтобы детям было интересно в коллективе, чтобы они с радостью становились его частью. Изначально мало кто стремится играть на народном инструменте, всем нравятся фортепиано, скрипка, ребятам постарше — гитара. Чтобы заинтересовать малышей, мы ходим с концертами и беседами в детские сады, в начальную школу. Однажды перед учащимися первого класса выступил их одноклассник, наш ученик. На следующий год в ДШИ поступили двое его друзей. Благодаря этой работе недостатка в юных музыкантах у нас нет. Примерно с четвертого класса, после подготовки, ребята вливаются в основной состав. Мальчики и девочки загораются, потому что видят людей, которые живут творчеством. 

Начинается учебный процесс с индивидуальных занятий, на которых мы разучиваем доступные пьески. Когда я вижу, что все получается, собираю ребят в малые группы, потом объединяю их. Новички учатся играть вместе, взаимодействовать друг с другом. Иногда не сразу получается стать частью музыкального организма. Но даже когда ребенок просто слушает, следит по нотам — это уже развитие. 

Многое зависит от родителей. Врожденные способности плюс понимание близких — путь к успеху. Если мамы и папы ходят на концерты, они видят, как растет исполнительское мастерство их ребенка и включаются в эту работу. Вот тогда вырастают звезды. Случается и наоборот: семья абсолютно равнодушна к достижениям начинающего музыканта, но он сам для себя решает, что хочет заниматься серьезно, и тоже достигает неплохих результатов. Кстати, оркестр этому способствует: сольно не все готовы выступать, а при поддержке товарищей выходить на сцену не так страшно. Доверишь, бывает, слабенькому, казалось бы, ученику облегченную партию, и он раскрывается. Все у него получается, играет с удовольствием, вносит свой вклад. 

Не ниже второго места

В прошлом году мы решили претендовать на звание образцового художественного коллектива. Его присваивает областное министерство культуры. Целый год шли к поставленной цели и в декабре ее достигли. Чтобы получить почетный титул, нужно всегда быть на виду, активно участвовать в культурной жизни района, города, губернии. В родном поселке без нас давно не проходит ни одно знаковое событие. ДШИ — культурный центр Мехзавода. В марте мы уже дали два концерта. У нас очень тесная связь с ветеранами, мы сотрудничаем с заводом «Салют». 

Хорошо, что сейчас появились онлайн-конкурсы — в них можно участвовать дистанционно. Но традиционные мероприятия ничем не заменить: запись не всегда дает точное представление о мастерстве музыкантов. Ниже второго места мы никогда не занимали, что свидетельствует о неплохом уровне.

Впереди у нас VIII Всероссийский конкурс-фестиваль исполнителей на народных инструментах «В ритме времени-23» имени композитора Евгения Дербенко. Он проходит раз в два года в Сызрани, в школе искусств имени Островского. Планируем поехать, хотя большим коллективом, да еще с инструментами — одна только огромная контрабас-балалайка чего стоит, — это не просто. Именно по этой причине мы пока не путешествуем за пределы губернии. 

Особое внимание уделяем репертуару. Стараемся сделать его максимально разнообразным. Исполняем и произведения современных композиторов, и классику нашего направления, например, авторства Веры Городовской, которую играют практически все музыканты и оркестры-народники. 

Готовые пьесы нередко приходится обрабатывать, «инструментовать», аранжировать, так как они могут не подходить для нашего состава. У нас есть номера, когда солирует фортепиано, баян, домра, балалайка. Или когда оркестр аккомпанирует вокалисту. 

Цель — научить

В «Салюте» сейчас занято около 30 детей и семь преподавателей, любую партию может исполнить не только ученик, но и наставник. Необходима взаимозаменяемость, чтобы оркестр смог выступить при любых обстоятельствах. При прочих равных условиях я всегда отдам партию ребенку, потому что наша цель — научить, раскрыть талант. А педагоги в этом — помощники. 

Народных инструментов много. Это группа домр — пикколо, малая, альтовая, басовая, группа балалаек — прима, секунда, альт, бас и контрабас. А еще баян, аккордеон, ударные. Нередко учащиеся осваивают второй инструмент, чтобы играть в оркестре. Это сопряжено с некоторыми сложностями: не каждая семья готова нести дополнительные расходы и, например, плюсом к фортепиано или гитаре приобретать еще и баян. Но наше руководство в лице директора школы Марины Пономаревой делает все возможное, чтобы сохранить оркестр. Регулярно закупаются инструменты: дети могут взять их домой для занятий, играть на концертах. Таким образом ребенок осваивает вместо одного инструмента два. 

Фотографии предоставлены спикером

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации