В стремлении к высокому

15.07.2010

125

Автор:

В стремлении к высокому

Гималаи как символ вечности. В Музее им. Алабина открылась выставка художественных работ Николая и Святослава Рерихов «Весть красоты».

 

Выставка Николая Рериха прохо­дит у нас в четвертый раз. В первый — экс­позиция его полотен вызвала небывалый ажиотаж. У Самарского художественно­го музея выстроилась гигантская оче­редь. С черного входа сотрудникам даже предлагали взятки в отчаянной попыт­ке попасть внутрь. На этот раз у черно­го входа не толпились, да и очереди осо­бой не наблюдалось. Но выставка, тем не менее, стала настоящим событием в культурной жизни Самары.

Великие художники отец и сын Ре­рихи известны по всему миру не толь­ко как живописцы, но и как философы и ученые, а также борцы за сохранение мировой культуры. На выставке пред­ставлены оригинальные работы из со­брания Международного центра-музея имени Николая Константиновича Рери­ха (Москва). Экспозиция приурочена к 75-летию пакта Рериха – первого в исто­рии международного договора о защите культурного наследия, подписанного в Вашингтоне представителями двадцати одной республики. Николай Констан­тинович видел в уничтожении культуры угрозу самому человечеству. «Мир через культуру» — с таким призывом он обра­щался ко всем народам Земли.

Директор Музея им. Алабина Люд­мила Кузнецова особо подчеркунула, что самарские посетители первыми уви­дят полотна, возвращенные после ре­ставрации. На выставке 60 картин Ни­колая Рериха и 10 — Святослава Рериха. Все они в нашем городе экспонируют­ся впервые. В состав экспозиции вош­ли также фотографии и видеофильмы о вкладе этой семьи в российскую и миро­вую культуру.

Серия выставки «Гималаи» отража­ет маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществлен­ной под руководством Рерихов в 1924 — 1928 годах. Гималаи, как известно, – центральная тема творчества Николая Рериха. Верность ей можно объяснить тем, что горы дают возможность худож­нику, изображая самые обычные сюже­ты, говорить о самых серьезных вещах.

Зритель сможет познакомиться и с пейзажной живописью Святослава Ре­риха — яркой палитрой красок индий­ской природы, а также увидеть редкий эскиз к триптиху «Распятое челове­чество». Помимо этого представлены эскизы к большим работам и сюжетные произведения Рерихов.

Выставка продлится до 17 октя­бря.

Комментарий

Дмитрий Ревякин

представитель Международного центра-музея имени Н.К. Рериха:

  • Актуальность пакта Рериха не утрачена и по сей день, его значение увеличивается с каж­дым днем, с каждым разрушенным памятником культуры. Что касается художественного на­следия Рерихов, оно колоссально! Около 7000 по­лотен написано Николаем Константиновичем и около 4000 – Святославом Николаевичем. До сих пор продолжается изучение их работ. Например, недавно удалось расшифровать несколько подпи­сей к картинам, долгое время значившихся «без названия». Более 20 полотен, представленных на выставке, не видела публика не только в Самаре, но и вообще в России, поскольку они хранились в запасниках нашего музея.