Истории старожилов самарского метрополитена. Часть последняя

01.12.2022

2700

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Истории старожилов самарского метрополитена. Часть последняя

Главная ценность любой компании, предприятия, организации — люди. А опытные сотрудники, отдавшие всего себя раз и навсегда выбранному делу, ценятся еще больше. В Самарском метрополитене таких специалистов немало. Некоторые из них работают с 1987 года — с момента открытия в Куйбышеве первых четырех станций. Своими историями ветераны подземки готовы поделиться с читателями «СГ».Это последняя часть материала. С первой можно ознакомиться тут, а со второй — здесь. 

Истории старожилов самарского метрополитена. Часть последняя

«Мы сегодня стрелочки гоняли»
Наталья Ершихина, ведущий инженер
службы сигнализации и связи:

— Я училась в институте связи. В 1976 году, после XXV юбилейного съезда партии, перед нами, студентами, выступала делегат, к сожалению, не помню ее имени. И она объявила: «Мы вернулись с разрешением на строительство метро в городе Куйбышеве!» Это мне очень запомнилось. 

Жизнь потекла своим чередом. По распределению я работала в Орджоникидзе (сейчас Владикавказ), потом с мужем уехала на Западно-Казахстанскую железную дорогую, была электромехаником. В сентябре 1987 года по семейным обстоятельствам вернулась на родину и переводом оформилась в метрополитен инженером по связи. 

5 октября я уже вышла на работу. Полным ходом шла подготовка к пуску: руководитель службы сигнализации и связи Алексей Петрович Трусевич и начальник технического отдела Виктор Финогенович Шарапов чуть не ночевали под землей. Как сейчас помню выражение «мы сегодня стрелочки гоняли» — речь шла о стрелочных переводах. Глаза горели у всех. 

Мы формировали штат, обучали диспетчеров, готовили сигнальные устройства, средства связи для персонала, поездов, устройства пассажирской автоматики — турникеты, где производится оплата проезда. Настраивали и тестировали охранно-пожарную сигнализацию, электрочасовую связь — табло, которые на каждой станции показывают текущее время и интервальное, между составами. Дни были насыщенными и пролетали очень быстро. 

К счастью, практически все оборудование было мне знакомо, а задачи понятны. Метро тогда, как и железная дорога, входило в состав министерства путей сообщения, и в новой работе было много общего с прошлой. Да даже и сейчас все, что связано с движением поездов — сигнализация, блокировка — взяты с наземной железной дороги. Под началом опытных руководителей я преумножала свои знания, росла профессионально, училась формировать планы работ, координировать технологические процессы, писать техкарты, рассчитывать нормы расхода материалов. Это было действительно мое место. 

Истории старожилов самарского метрополитена. Часть последняя

Открытия метро ждали все. Это стало большим событием для города. Люди мечтали достать пригласительные на первый поезд. Конечно, я гордилась своей причастностью к происходящему, старалась достойно выполнять свои обязанности. День запуска я провела на рабочем месте вместе с коллегами. Мы были счастливы и верили в большое будущее метрополитена. 

Все оказалось не так просто. Десять станций за такой промежуток времени — это очень мало. Тем не менее, метро развивается. То, что было 35 лет назад, и что сейчас — не сравнить. В первую очередь поменялась организация труда. Когда я начинала работать, у нас была своя автоматическая телефонная станция: оборудование от пола до потолка. Нашу работу контролировал «Связьнадзор». Потом все перешли на мини-АТС, и мы не исключение: старое оборудование стало экономически невыгодным. Сейчас работаем по договорам. В трудовых буднях все больше цифровых технологий и микроэлектроники, как и везде. Повсюду установлены камеры видеонаблюдения. Да даже турникеты: сравните, например, «Победу» и «Алабинскую» — они совсем разные. 35 лет назад в вестибюлях висели монеторазменные автоматы, выдававшие пятачки. Потом появились жетоны. Сейчас действует автоматическая система оплаты и контроля проезда. Иной стала и поездная радиосвязь — для нас это самый важный способ коммуникации, он соединяет машиниста с диспетчером. 

И, конечно, радует строительство новой станции. Все же метро — самый быстрый, самый стабильный вид транспорта. Вспомните, как он выручал самарцев во время снежных заносов, когда автобусы и трамваи стояли в пробках. Большому городу нужна разветвленная подземка. 

Истории старожилов самарского метрополитена. Часть последняя

«Вижу сны про трудовые будни»
Иван Биляров, ветеран метрополитена:

— По профессии я техник-электромеханик, окончил Кинель-Черкасский сельхозтехникум. Был начальником комбикормового завода в Большечерниговском районе. По делам наведался в областной центр. Ехал по улице Гагарина и увидел объявление: метрополитен набирает сотрудников. 

Через месяц я уже жил в Куйбышеве: на одном предприятии проработал с 1987 по 2022 год. Начинал простым электромонтером в службе электроснабжения, потом перешел на участок контрольно-измерительных приборов и автоматики, где через три года стал электромехаником. Потом перешел в ПВС, пункт восстановительных средств, — это наша внутренняя «скорая», выезжающая на аварии и нештатные ситуации. Там в течение 13 лет я набирался опыта, после чего стал мастером. В этой должности проработал почти 15 лет, и вернулся в службу электроснабжения, в ремонтно-релейный цех, откуда уже ушел на заслуженный отдых в апреле этого года. 

Роль моей профессии в метро велика, это не преувеличение. Здесь все завязано на электричестве: оно движет поезда, с его помощью работают сигнализации, насосные установки, вентиляция. Наша задача — быстро устранить любые неисправности, а еще лучше — так выстроить профилактическую работу, чтобы исключить любые, даже самые незначительные сбои. 

Так как я устроился на работу в октябре 1987 года, то прекрасно помню и подготовительный процесс, и праздник по поводу пуска движения через станции «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка», «Победа». Пришли представители всех заводов, участвовавших в строительстве, почетные гости, простые горожане. И создавали, и открывали метро всем Куйбышевом. Подготовка была грандиозной, хотя все делалось очень быстро. Помню, на «Кировской» была проблема с платформой: она оказалась шире, чем нужно. Буквально за месяц до пуска ее срезали с обеих сторон. Мы же, электрики, в это время в основном занимались освещением: на станциях, в тоннелях, аварийным и рабочим, готовили пути. 

Истории старожилов самарского метрополитена. Часть последняя

Накануне пуска была «горячая» обкатка: ночью поезд шел под напряжением, репетируя пуск. В торжественный день я был на платформе, видел, как начальнику метро Игорю Ивановичу Каранауху вручают символический золотой ключ, как много людей радуется, что в городе появился новый, безопасный и очень быстрый транспорт. 

Я никогда не жалел, что переехал в Самару, что попал в метро, видел, как оно меняется. Начиная со станции «Московская» подземка преобразилась радикально: станции стали красивее, современнее, удобнее. Очень интересно, посмотреть на «Театральную», какие технические новинки там появятся, каким будет оформление. 

35 лет в метро были счастливыми. Я искренне любил и люблю свою работу, многих коллег знаю лично, очень уважаю. Например, с нынешним директором Сергеем Владимировичем Шаминым знаком чуть ли ни с первого дня, мы вместе начинали. Были сложности и с зарплатой, и с обеспечением: иногда думали, что будем делать завтра, как обеспечить регулярность рейсов и безопасность пассажиров? Но всегда справлялись, и привязанность к метро становилась только сильнее. До сих пор не представляю себя без родного предприятия: даже сны вижу про трудовые будни, про интересные задачи.  

Фотографии из личных архивов героев публикации

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации