Архитектор Дмитрий Храмов: Получилась коллаборация — Крупская и Леонардо да Винчи

13.10.2022

1637

Автор:

Архитектор Дмитрий Храмов: Получилась коллаборация - Крупская и Леонардо да Винчи

Дмитрий Храмов является организатором и куратором множества арт-проектов развития пространств. Он активно занимается общественной деятельностью, является членом Союза архитекторов России, общественного совета при министерстве культуры Самарской области, совета при губернаторе по культуре и искусству. В сентябре, в день рождения Самары, Храмов получил специальную награду за значительный вклад в развитие города. Узнали у архитектора о самых важных проектах этого года и выяснили, почему важно развивать забытые территории.

Не только книги

Не так давно мы завершили работу с социально значимыми объектами — библиотеками Крупской и народов Поволжья. Эти учреждения уже функционируют. 

Надеюсь, что национальный проект «Культура» с модельными библиотеками будет продолжаться. Вы наверняка помните, что первая из них появилась на Аэродромной. Центральная детская библиотека, которая располагается там, сейчас достаточно популярна. Затем были другие учреждения. Также в проекте находятся еще две библиотеки — на улице Димитрова и в поселке Зубчаниновка, они ждут своего часа. 

В библиотеке имени Крупской мы взяли за основу смешение смыслов. С одной стороны, мы не собирались отказываться от ее классического образа. Это бренд, зарекомендовавший себя за долгие годы. Просто объединили его с темой эпохи Возрождения. Там появился Леонардо да Винчи со своими мечтами о полете и воплощенными в дереве моделями. Думаю, библиотеку стоит посетить, чтобы узнать, почему получилась такая коллаборация — Крупская и Леонардо да Винчи. 

Детская библиотека народов Поволжья тоже стала интересной. Для ее оформления были взяты музейные образы, представления о культуре народов Поволжья и детская тема. Она связана с Волгой, Самарой и различными символами города.

Деревянное зодчество

Дом Маштакова — новый опыт для нашей команды. Мы работаем совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, а также с известными московскими реставраторами. Это мультидисциплинарный проект, в рамках которого сохраняют старинное здание, приспосабливая его под новые задачи. Внутри будут находиться галерея городских проектов «Заварка» и чайная. 

Готовим много всяких сюрпризов. Специалисты используют интересные реставрационные решения и ходы. Мы подчеркиваем деревянную фактуру дома, его конструктивные особенности с максимальным сохранением исторических частей. А мебель в заведении будет изготовлена их тех элементов, которые невозможно было сберечь. То есть по сути мы используем все здание целиком. 

Лестница в небеса

Еще одну интересную идею мы реализуем в бывшем здании Общественного собрания, где сейчас располагается музей Приволжско-Уральского военного округа. Там появится экспозиция в честь Дмитрия Вернера — архитектора, который много лет работал со стилем модерн и оставил после себя памятники в Самаре, Нижнем Новгороде, Омске. Здание Общественного собрания как раз его творение. Поэтому там будет находиться музей в честь Вернера. 

По сути это продолжение проекта «Модерн в облаках», придуманного совместно с другими авторами, в том числе с Арменом Арутюновым. Если помните, первые его проявления были в виде четырехметровых белых шаров во время Чемпионата мира по футболу. Они висели в воздухе на главных улицах. Затем было продолжение в форме акции «Басы на балконе». Сейчас мы решили развить историю, связанную с известными архитекторами модерна.

Экспозиция в честь Вернера появится на лестнице, она будет отражать творчество автора, жизнь в Самаре и не только. Сам «Модерн в облаках» воплотится в виде смотровой площадки под куполом стеклянной башни музея. Вверх будет вести прозрачная лестница-экспонат. Надеюсь, часть задуманного реализуется в текущем году, строительные работы уже ведутся.

Кстати, в музее Алабина вы тоже могли видеть выставочный интерьерный проект. Это была реанимация фойе с помощью модернистской эстетики. Воздушные белые сталактиты и сталагмиты проросли сквозь это пространство. Такая тема поддерживала интерес к зданию музея Алабина перед закрытием на реконструкцию.

Архитектор Дмитрий Храмов: Получилась коллаборация - Крупская и Леонардо да Винчи

Пространства с новыми смыслами

Мы работали над туристическим кодом Самары, провели для этого большое исследование. 

Очередная победа случилась в конкурсе на благоустройство малых городов. 

Несколько лет назад мы уже начали проект в Кинеле, заложив концепцию, что это город чистых водоемов. На северной стороне находится река Язевка, а вокруг — многочисленные озера. На южной стороне они тоже есть, спрятанные в застройке. Если посмотреть сверху, можно заметить эти сверкающие капельки — всего их около 25. Мы решили, что это уникальная черта города, которую нужно активно проявлять, что она может стать каркасом для общественных пространств. Так появилась концепция «Кинель — город чистых озер». 

Совместно с жителями мы провели подготовительные работы, много раз встречались, вместе принимали решения. Первым стало озеро Ладное, которое мы включили в социально активную жизнь в 2020-м году. Известно, что в 1926-м сюда переехало большое семейство с фамилией Ладние. Родственники поставили дома крыльцом к озеру и сделали его центром общественной жизни. С помощью специалистов они нашли и очистили питающие его родники, провели берегоукрепление, разбили рядом сад. Эта история, которая произошла почти сто лет назад, показалась нам очень яркой. В 1970-х годах потомки семьи разъехались, и территорию забросили. Только сейчас у местных жителей появился интерес к истории озера, там даже поставили памятник семье Ладних. 

Проект с Крымским озером реализовали в прошлом году, также согласовав его с местными жителями. Получилась не менее интересная история. Водоем назвали в честь улицы, которая связывает север и юг города. Через нее проходит активный автомобильный трафик, вдоль дороги есть коммерческая инфраструктура: магазины, кафе, бары. Однако озеро было в очень плохом состоянии, так как в него сливали нефтепродукты. Оно было заброшенным и заросшим. Теперь водоем восстановили, рядом с ним располагается одноименный современный парк с небольшим пирсом и набережной.

Теперь же мы выиграли проект благоустройства привокзальных площадей северной и южной части Кинеля. Сейчас идут подготовительные работы. Это очень значимая и символичная территория, так как она является точкой соединения двух разделенных железной дорогой пространств. Здесь находится мост, связывающий север и юг, его мы хотим сделать музеем города. Надеюсь, эту идею поддержат в РЖД. 

Внутри и за пределами

Вместе с супругой Марией Храмовой мы реализуем и наши художественные проекты. Например, в прошлом году в Альпах была выставлена наша инсталляция «Мама». Продолжением стала работа в виде лодки для экспозиции собрания Фон Вакано в нашем художественном музее. 

Очень надеюсь, что еще одним значимым результатом этого года станет большой комплекс офисного здания «Пегас-Агро» — самарского производителя сельхозтехники. Он находится в районе Смышляевки. В октябре компания открывает новый завод, на его территории находится офисный центр, который сейчас доделывается. Он получился довольно интересным по архитектуре. 

Готовятся и другие проекты в Самарской области, но пока не буду раскрывать подробности. Скажу только, что они связаны с турбазами на Волге. Это важно для туристического потенциала края. Также работаем с креативным кластером «Современник» в Тольятти, есть идеи-эскизы для него. Это будет новое знаковое пространство.

В числе объектов, над которыми работал архитектор Дмитрий Храмов: 

  • музей Эльдара Рязанова; 
  • выставка-презентация Самары к Чемпионату мира-2018; 
  • арт-объекты в рамках благоустройства по программе «Комфортная городская среда»; 
  • павильоны-резиденции волжских городов на фестивале «ВолгаФест-2021»; 
  • сквер «Аленький цветочек», посвященный семье Аксаковых.

Фотография предоставлена героем публикации

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации