Талип хазрат Яруллин: Ислам сохранился в том же виде, что пришел к нам 1 100 лет назад

04.10.2022

1358

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Талип хазрат Яруллин: Ислам сохранился в том же виде, что пришел к нам 1 100 лет назад

В этом году отмечается 1 100-летие принятия ислама на территории Волжской Булгарии, на которой сегодня расположена и наша Самарская область. Председатель регионального духовного управления мусульман Самарской области, муфтий Талип хазрат Яруллин рассказал, насколько сегодня распространена эта религия, почему для женщин посещение Дома Аллаха не обязательно и когда будет открыта историческая мечеть. 

В мире и согласии 

— Этот год у нас особый. 1 100 лет назад волжские булгары добровольно на государственном уровне приняли ислам. Эта религия сохранилась до сегодняшних дней здесь, на территории прежней Волжской Булгарии. Ее последователи благодарны нашим предкам за то, что они выбрали именно ее — религию чистоты и праведности. 

Мы проживаем в мире и согласии со всеми народностями и конфессиями. Всевышний сказал: «Я создал вас из одной пары. Разделил на разные народности. Расселил по всей земле для того, чтобы вы познавали друг друга, и наилучший из вас тот, кто наиболее богобоязненный». Мы видим, что человек, обладающий разумом, душой и крепкой верой, более близок ко Всевышнему, чем человек бездуховный, который живет только материальными ценностями этого мира. Верующий человек думает не только о себе и своем благосостоянии, но и о том, что он оставит после себя.

Более ста приходов

На данный момент в Самарской области насчитывается более ста мусульманских приходов. Из них 89 мечетей, остальные представляют собой религиозные объединения, пока не имеющие помещений. То, что люди собираются для совместной молитвы, — уже достаточное основание для регистрации религиозной организации. Для этого достаточно десяти человек. 

Молиться можно где угодно, за исключением туалетов, бань и кладбищ. Эти места считаются грязными. Но гораздо лучше и правильнее делать это в специально отведенных местах — хотя бы чтобы не смущать окружающих, представителей других религий.

Где бы мусульманин ни находился, он соблюдает пятикратный намаз: утром до рассвета, днем после зенита, предвечерняя молитва — примерно за полтора часа до захода солнца, вечерняя — после заката и ночная. Ислам — религия чистоты: и души, и тела, и помыслов. Посредством намаза человек очищает свою душу. А в мечети мы собираемся, потому что награда за совместное поклонение в 27 раз больше, чем если молиться поодиночке. Плюс статус мечети добавляет наград. 

Пятничный намаз — особый. На него мусульманин обязан прийти в мечеть, если у него есть такая возможность, если он не занят трудом и не болеет. На этой молитве должно быть не менее четырех человек, тогда она считается пятничной. Иначе просто совместной. 

Наша соборная мечеть на улице Стара-Загора вмещает в себя пять тысяч человек. На пятничной молитве обычно бывает от трех с половиной до четырех тысяч. А по праздникам, которые у нас отмечаются дважды в год, — это Ураза-байрам и Курбан-байрам — мы уплотняемся до семи тысяч человек, и на улице умещается еще около 10 тысяч. И это только мужчины. 

Для женщины посещение мечети не является обязательным. Она может прийти, но только если это не отрывает ее от домашних дел — уборки, приготовления еды, встречи супруга с работы и так далее. Поскольку ее обязанность — создание в доме уюта и теплоты семейного очага. Женщины у нас молятся отдельно, для них есть помещение на втором этаже соборной мечети. Это из этических соображений, чтобы не отвлекать мужчин. Они нас слышат, могут видеть, но мы их видеть не должны. 

Самый большой грех — безверие. Другие грехи могут списаться по воле Всевышнего посредством покаяния и поклонения — за совершение намаза, паломничество, помощь бедным и другие добрые дела. Однако человек никогда не знает, будет ли это принято Всевышним, спишутся грехи или нет и за какие именно действия. Это подталкивает на совершение новых положительных деяний. 

Для детей и молодежи

Мы большое внимание уделяем воспитанию детей и молодежи. При мечетях есть воскресные школы, где дети изучают арабский язык, на котором читаются молитвы, шариат, Коран. Для ребят, которые не имеют возможности посещать такую школу, мы обычно в июне проводим летние лагеря. Они проходят в соборной мечети. Дети общаются, знакомятся. Мы с ними беседуем о том, кто такой истинный мусульманин, затрагиваем нравственные аспекты.

Кроме того, мы устраиваем для ребят разные викторины, конкурсы рисунков. Иногда они приурочены к праздникам, иногда к каким-то событиям. Например, 29 сентября у нас наступит Раби-уль Авваль — месяц рождения пророка Мухаммеда. На протяжении всего периода празднования будут проходить различные мероприятия с акцентом на истории жизни Пророка и его нравственных качествах. Для подростков в течение года мы организуем семинары и конференции. Есть у нас и, если можно так выразиться, мирские инициативы. Например, мы с молодежью участвуем в донорских акциях. 

Портрет мусульманина 

Мусульманин — это не только тот, кто поклоняется Всевышнему. Это человек, ни от рук, ни от языка которого никто не страдает. Нельзя убивать, нельзя сквернословить, сплетничать. Мы стараемся воспитывать детей не только чтобы они были богобоязненными, но и чтобы заботились о родителях, выстраивали доброжелательные отношения с людьми, в том числе других конфессий и национальностей, были открытыми и добропорядочными. Своим видом и поведением человек должен показывать красоту веры, а окружающие не должны ждать от него чего-то плохого.

Время от времени мы проводим в мечети день открытых дверей. Свое выступление я часто начинаю с вопроса: каким вам представляется мусульманин? Наверняка в чалме, с бородой и автоматом наперевес? Многие с этим соглашаются. К сожалению, сегодня ассоциации с исламом именно такие, что совершенно не соответствует действительности. По телевизору часто показывают людей, устраивающих взрывы под крик «Аллах Акбар!» Сами эти слова переводятся как «Аллах велик» и не имеют никакого отношения к войне и терроризму. 

Дело в том, что ислам сегодня исказился. Появились различные группировки, в частности в арабских странах, у представителей которых другое вероубеждение. Они совершенно не правильно трактуют Коран и всех, кто с этим не согласен, считают врагами. У нас религия сохранилась в том же виде, в котором пришла к нам 1100 лет назад. В девяностых годах прошлого века, когда открыли границы, к нам стали приезжать арабы. Они были очень удивлены. Они полагали, что ислама здесь нет вовсе, и никак не рассчитывали, что он тут остался неизменным. 

В те годы мы еще не понимали состояние дел, и наши молодые люди уезжали учиться за границу, где нахватались мыслей неправильного толка. Поэтому сегодня мы обучаем детей и молодежь, проводим проповеди, чтобы правильно настроить, а иногда и переубедить людей. Показать, что в Коране нет призыва к насилию. Джихад, то есть война за веру, — это борьба не с мечом, а с внутренним негативом. Что, зачастую, гораздо сложнее. 

В честь 1100-летия

Мусульмане живут по лунному календарю, который на десять дней в месяц короче солнечного. За период в 33 года набирается целый год. Поэтому 1100-летие принятия ислама, которое состоялось в 922 году, мы уже отмечали в 1989-м. Теперь мы отмечаем этот юбилей уже по солнечному календарю, привычному всем. Напомню, что 1000-летие крещение Руси праздновалось в 1988 году. То есть ислам пришел в эту местность чуть раньше. Его распространили послы из Багдада. 

К 1100-летию принятия ислама в Самаре запланирован ряд мероприятий. Одно из наиболее значимых — открытие Исторической мечети на улице Алексея Толстого, 61. Нам это здание передали в 2000 году, тогда там находился переселенческий фонд. С 2008 года стало поступать государственное финансирование на восстановление, и теперь мечеть воссоздана в первоначальном виде. В прошлом году ей исполнилось 130 лет.

Открытие состоится 1 октября, начало в 10:00. Помимо торжественной части предполагается концерт, в котором примут участие творческие коллективы разных национальностей. Также будет выставка-продажа халяль-продукции и различной атрибутики. Всех гостей мы будем угощать пловом. 

На 2 октября с нашими гостями из других регионов, которые приедут на открытие мечети, у нас запланировано посещение села Ширяево. Там на Поповой горе есть памятник Летящий барс, обозначающий южную границу Волжской Булгарии, которая проходила по этой территории. А в этом году там также установили обелиск, посвященный 1100-летию принятия ислама. 

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации