Непростая история преодолений и свершений

06.09.2022

30967

Автор:

Непростая история преодолений и свершений

«Зачем Куйбышеву подземка? Развивайте трамвай!» Такова была точка зрения московских чиновников в 60-е годы прошлого века. Тем не менее, подземка в Самаре все-таки была построена. Как это изменило жизнь города? Какие перспективы открываются перед самым быстрым и комфортным городским видом транспорта сегодня? 

Самарское метро построено благодаря титанической настойчивости и неимоверным усилиям Алексея Росовского. Долгих 18 лет — с ноября 1964 года по май 1982 года — он занимал должность председателя Куйбышевского исполкома городского Совета народных депутатов. Узкие улочки, несовершенство транспортных развязок — Росовскому было очевидно, что перевозить огромное количество пассажиров с каждый годом будет все сложнее. В 1965 году впервые возникла идея строительства метро.

В воспоминаниях Алексея Андреевича подробно описано, как в 1967 году в Куйбышев прибыла первая (впоследствии их будет немало) группа столичных специалистов. Они горячо убеждали городские власти отказаться от идеи строительства метрополитена — мол, грунт у вас тут проблемный — и согласиться на разработку проекта скоростного трамвая. По их предложению эта трасса должна была проходить от площади Революции до железнодорожного вокзала под землей, далее по обособленному поверхностному полотну до улицы Гагарина, от Карбышева до XXII Партсъезда — по эстакаде и далее по Заводскому шоссе к Юнгородку. Росовский и его окружение настаивали, что такой вариант для города неприемлем, нам нужно именно метро, — и победили! Спустя много лет мы понимаем: у метро есть будущее, оно растет и развивается. В январе 2022-го в Самаре началось строительство новой станции «Театральная». 

«В будущее смотрим с надеждой»

Сергей Шамин, директор МП «Самарский метрополитен»:

— В декабре наше метро будет отмечать 35-летний юбилей. И к этой дате мы подходим с большими надеждами. С 2020 года у нас реализуется программа по обновлению и капитальному ремонту вагонов, у которых заканчивается срок службы. «Реанимационные» мероприятие позволяют продлить жизнь подвижного состава на 15 лет. Задачу дополнительно закупить вагоны и привести в порядок те, которые выработали свой ресурс, перед чемпионатом мира по футболу поставил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Весной прошлого года в самарском метро впервые за долгие годы появился новый поезд, 16 капитально отремонтированы. Еще пять вагонов сейчас в процессе обновления на заводе в Санкт-Петербурге. В наш город они вернутся уже в ноябре. 

Кроме того, впервые с начала пандемии мы наблюдаем увеличение пассажиропотока — возвращаемся к показателям доковидных времен. В 2021 году мы перевезли 10,3 млн пассажиров, а в 2022-м, по прогнозам, будет около 11,5 млн. Мы сталкиваемся с разными позициями горожан в отношении метро. Но надо учитывать: если человек не пользуется этим видом транспорта, то он и не понимает, зачем он нужен. Но ведь есть люди, которые спускаются под землю ежедневно. Хочется отметить: если раньше с утра народ дружно направлялся в сторону Юнгородка, а вечером обратно, то с вводом станций «Российская» и «Алабинская» пассажиропотоки распределились примерно поровну — часть в сторону заводской зоны, часть в сторону города. А если в центре станций будет больше, и адептов у метро прибавится, это однозначно. Чтобы метро зажило, его надо активно развивать. По моим личным расчетам, по количеству перевезенных пассажиров на километр пути метрополитен на первом месте. 

И я уверен: большой город без метро существовать не может. Нас поддерживает правительство региона. В этом году на средства, выделенные областным министерством транспорта, мы серьезно обновили инженерно-техническое оборудование предприятия. Часть сооружений, в том числе система водоснабжения, энергоснабжения, на 80% перешли на ресурсосберегающие технологии. В этом году планируются модернизация теплового узла электрометро «Кировская», ремонт кровли электродепо, капитальный ремонт раздевалок и душевых. Это первый большой прорыв за десять лет. Уверен, это только начало. 

«Неудобства будем вспоминать с улыбкой»

Дмитрий Колесников, руководитель рабочей группы при Общественной палате Самарской области по осуществлению общественного контроля за ходом реализации национальных проектов на территории Самарской области, председатель областного союза «Федерация профсоюзов Самарской области»:

— Я родился на Безымянке. Поэтому для меня метро на протяжении значительной части жизни играло большую роль: в своем районе я передвигался исключительно на подземке, очень удобно. Мы мечтали, что когда-нибудь метро разрастется настолько, что охватит весь город. Но процесс остановился, а потом вроде бы возобновился, но шел все же очень медленно. Сегодня наконец возводятся новые станции. Они позволят жителям моей родной Безымянки без проблем добираться до центра города, посещать значимые культурные объекты: театры, музеи и просто красивые общественные пространства. Это крайне важно. Большая часть самарцев живут в Кировском и Промышленном районах. Метрополитен для них — возможность более быстрого перемещения по городу. Да, безусловно, подземные и наземные работы — большое неудобство для жителей ближайших кварталов, улиц. Строительство метрополитена — процесс непростой. Нужно переносить и восстанавливать изношенные коммуникации, сносить аварийные дома. С подобными проблемами мы сталкивались при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года, когда весь автотранспорт губернской столицы стоял в пробках, но потом в полной мере оценили вновь приобретенные удобства, красоту и комфорт. Сегодня определенные проблемы жителям окрестных домов и автолюбителям доставляет строительство развязки на улице Ново-Садовой. Но и этот вопрос, как и многие другие, нужно было рано или поздно решать: много лет самарцы оценивали перспективы добраться из центра на окраину города или, скажем, в аэропорт Курумоч с учетом неизбежных пробок на главных городских магистралях. С метро все то же самое. Абсолютно точно, большинству жителей Самары этот вид транспорта необходим. Думаю, что через несколько лет все мы с улыбкой будем вспоминать нынешние временные неудобства. 

По оценкам экспертов, новая станция метро «Театральная» должна увеличить пассажиропоток на 15%. Появление ее позволит связать «индустриальное сердце» города с историческим центром Самары, сократив время в пути до 15-20 минут.

Станция метро «Театральная» повысит доступность для жителей отдаленных районов города объектов культуры и отдыха, образовательных учреждений.

Напомним: благодаря системной работе губернатора Дмитрия Азарова проект получил поддержку правительства РФ — для его реализации региону был одобрен инфраструктурный бюджетный кредит в размере почти 10,4 млрд рублей.

ЦИФРЫ, РЕКОРДЫ, ФАКТЫ

  • Открыть первую линию метрополитена планировали в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции. 6 ноября был проведен первый пробный рейс, а 25 декабря был подписан акт о приемке пускового участка (четыре станции). 
  • Регулярное пассажирское движение на пусковом участке было открыто 26 декабря 1987 года. Куйбышевский метрополитен стал пятым в РСФСР и 12-м в СССР.
  • 35 миллионов пассажиров было перевезено самарским метрополитеном в 1994 году.
  • В 2022 году на 8% вырос пассажиропоток по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
  • Самая глубокая станция — «Гагаринская» (17,5 м).
  • Станции, расположенные ближе всех к поверхности земли, — «Спортивная», «Советская», «Победа», «Безымянка», около 8 м.
  • Самый длинный перегон — «Кировская» — «Безымянка», примерно 1,62 км.
  • Самый короткий перегон — «Кировская» — «Юнгородок», около 1 км.
  • Четыре станции самарского метро оборудованы эскалаторами.

Фото: «Волжская коммуна»

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации