Жизнь в красках. Как разные цвета влияют на наше сознание, настроение и активность

06.09.2022

2260

Автор:

Фотограф: Анастасия Жиляева

Жизнь в красках. Как разные цвета влияют на наше сознание, настроение и активность

Существует стойкое представление о том, что цвета в одежде и в интерьере влияют на наше настроение и восприятие. «СГ» решила выяснить, действительно ли красочные образы способны настроить на позитив, вогнать в тоску или успокоить и как разные оттенки влияют на мозг. Попросили практикующего психолога и гештальт-терапевта Алену Бесперстову ответить на эти и другие вопросы.

Исконное значение

О символизме цвета люди задумались еще в древности. Это отразилось в мифах, народных преданиях, сказках, религиозных и мистических учениях. Например, семь цветов в астрологии соответствуют небесным телам: красный — Марс, синий — Венера, желтый — Меркурий, зеленый — Сатурн, пурпурный — Юпитер, оранжевый — Солнце, фиолетовый — Луна. При этом символизм скрывался не только в планетах и их влиянии, но и отражал социальное положение людей, их психологические состояния. Отсюда родилось использование определенных цветов в одежде, подходящей тому или иному статусу или случаю. У разных народов своя символика красок, сохранившаяся до наших дней.

Люди прошлого проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно слово обозначает и красный цвет, и одновременно все красивое. У полинезийцев оно является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке принято говорить «красное сердце», тогда как у коварного человека оно «черное».

Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белым связано представление об истинном. Еще с античности этот цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. В христианской традиции белый в родстве с божественным светом. В белом изображают ангелов, святых и праведников. У некоторых народов такую одежду носили цари и жрецы.

Черный символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный. В черное облачают и всех персонажей, «отвечающих» за зло и несущих страх. 

Синий у многих народов ассоциируется с небом и вечностью. Но у него тоже есть негативный подтекст. Французы называют ужас «синим страхом» — это отражено в сказке «Синяя Борода». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. 

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находят свое подтверждение в современных теориях.

Зона влияния

Изучением вопроса занимается наука, которая называется психологией цвета. Она рассматривает взаимосвязь красок и психики. Людей давно интересует роль визуального восприятия. Можно ли с помощью цвета выявить или решить ментальные проблемы? 

Например, в научном журнале «Успехи современного естествознания» опубликована статья о влиянии цвета на психофизиологическое состояние личности. В ней подробно расписаны эффекты красок в нашей жизни. Так, красный, согласно мнению психологов, требует особо осторожного отношения к себе. Главное воздействие, которое чистый цвет оказывает на психику, — возбуждающее и стимулирующее. Дыхание и пульс человека, долгое время наблюдающего красный, изменяются. При кратковременном воздействии повышается работоспособность, но длительное использование насыщенного оттенка приводит к утомлению и снижению активности.

Оранжевый вызывает положительные эмоции, стремление к движению. При условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность. Светло-оранжевый действует на детей, повышая их активность и настроение.

Желтый, цвет оптимизма, психологи соотносят с динамической энергией. Он выражает освобождение, психологическую способность к раскрытию. Нежные оттенки желтого быстрее других цветов гасят негативные эмоции.

Однако вопросы влияния цвета на состояние и поведение человека до сих пор относят к эмпирической науке — из-за недостаточной степени систематизации и обобщения накопленных фактов. 

— Я считаю, что в пик быстрого движения жизни и изменений в ней яркость цвета становится некой обыденностью, — говорит Алена Бесперстова. — Однако под влиянием цвета в мозге действительно происходят удивительные процессы. Например, красный способен повышать импульсивность, синий — снижать производительность труда, зеленый — успокаивать и так далее. Это влияние учитывают при оформлении витрин магазинов, дизайне интерьера квартир, в рекламе, психологии, эзотерике. Изучением воздействия цвета занимались многие великие философы, педагоги, психологи — например, Макс Люшер и Рудольф Штайнер.

Цветотерапия

Можно ли лечить красками ментальные и другие проблемы? Этот вопрос остается открытым, так как у различных теорий есть свои сторонники и противники. Однако многие специалисты считают, что цвет можно использовать для профилактики. 

— Цветотерапия может помочь при эмоциональном выгорании, стрессе, неврозах. Ее применяют для снятия напряжения, в работе с психосоматикой и страхами — через арт-терапию, — перечисляет Бесперстова. — Цветотерапию используют и при лечении болезней тела. Так, желтый считается цветом здоровья, оранжевый ассоциируется с радостью, розовый — с нежностью и женственностью. Например, в одной из педиатрических клиник Франции ввели розовое белье для детей, и в результате возросло число выздоравливающих.

По словам специалиста, синий помогает при душевных и физических трудностях, успокаивает, облегчает мышечную боль. Голубой стимулирует эндокринную железу мозга — эпифиз, который выделяет гормон мелатонин. Он устраняет депрессию, развивает сострадание. Зеленый отвечает за спокойствие и гомеостаз, влияет на гипофиз, который играет главную роль в эндокринной системе. Также он дарит уверенность в себе, улучшает работу сердца. Фиолетовый стимулирует селезенку, увеличивая выработку лимфоцитов, повышает иммунитет. Также он развивает лидерские качества, но с другой стороны, может способствовать изолированности от окружающих. 

Реакция на цвет происходит на подсознательном уровне. С детства человек привыкает воспринимать красный как тревожный знак, запрет и опасность. В книге Вячеслава Демидова «Как мы видим то, что видим» говорится, что цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса центральной нервной системы. Известны случаи «голодания», когда при бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации — бессилия и слабости. У детей, длительное время проживающих в условиях недостатка цвета, отмечаются задержки интеллектуального развития. При этом ученые уверены, что энергетическая сторона цветового воздействия на нервную систему остается недостаточно изученной.

Особенно интересен фиолетовый цвет, который принято считать цветом творчества. Известно, что его предпочитают художники и любители живописи. При это он является одним из наиболее пассивных, так как его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов. Он отрицательно влияет на работоспособность и при «передозировке» может вызвать депрессию.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации