Петр I в Поволжье. Часть последняя

10.07.2022

2868

Автор:

Петр I в Поволжье. Часть последняя

В этом году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I — последнего царя всея Руси (1682-1721) и первого российского императора (1721-1725). Казалось бы, столько написано об этой мощной и противоречивой фигуре. Однако далеко не все жители нашей губернии знают, что Петр I дважды посещал Самарский край. 

В первый раз — в 1695 году, проплывая по Волге во время Азовского похода. Во второй — 21 июня 1722 года, в Персидском походе. Петр Великий вместе с женой Екатериной поднялся с пристани в Самарскую крепость, которую в это время восстанавливали после пожара. И, как полагают историки, передал строителям чертежи будущего «земляного городка». Это знаменательное событие состоялось ровно 300 лет назад. Это последняя часть материала. С первой можно ознакомиться тут. 

Cергиевский Спа

Через восемь лет в Жигулевских горах был построен новый казенный серный завод. В одном из своих писем Петр I указывал Сенату найти умелых специалистов для развития производства. По отзывам иностранцев, сера, производимая на Волге, по качеству была не хуже итальянской, которая в то время считалась эталоном. 17 декабря 1714 года Петр I издал указ об увеличении добычи самарской руды и отправке ее в Артиллерийское ведомство столицы. Таким образом, волжская сера во многом способствовала военным успехам российской армии. Историки считают, что в 1722 году император сам осматривал завод в Жигулях. Позднее, уже будучи в Астрахани, он приказал выписать в Девьи горы «компанию мастеров».

Также Петр не утратил интереса к Сергиевску. Путешествуя по Европе, царь открыл для себя пользу минеральных вод. И даже прошел курс лечения на старинном курорте Спа, который находится на территории современной Бельгии. В музее этого живописного городка хранятся артефакты, связанные с русским императором. Так, здесь можно увидеть медную ванну, в которой Петр I принимал процедуры, старинные медицинские инструменты и портрет самодержца. 

Вода в Спа имеет отчетливый запах серы. Поэтому в свое время император задумался о том, нельзя ли устроить подобные лечебницы и в России. В 1717 году царь командировал ученого Готлиба Шобера для поиска минеральных вод в европейской части страны. Исследователь должен был осмотреть прежде всего источники на Северном Кавказе. Но в ходе своего путешествия он посетил и Сергиевск. Изучив лечебные свойства местных вод, Шобер сделал вывод об их несомненной полезности и рекомендовал открыть здесь больницу. Результаты исследований ученый изложил в докладе «Краткое описание серного кладезя иже между городов Казани и Самары у города Сергиевска обретается».

Петр I в Поволжье. Часть последняя
Петр I в Поволжье. Часть последняя

Именем любимого сына

Карта Самарской области хранит воспоминание о самом, пожалуй, трагическом периоде в личной жизни Петра Великого. Император обвинил в организации заговора собственного сына, царевича Алексея, и казнил его. Однако в ту пору, когда отец еще гордился своим наследником, он повелел назвать в его честь крепость, основанную в 1706 году. 

Одно время Алексеевск, ныне Алексеевка Кинельского района, во многом превосходил Самару. Здесь был центр торговли зерном, здесь квартировал знаменитый Алексеевский полк, участвовавший во всех крупнейших сражениях дореволюционной России. А во времена Пугачева, после кровопролитной осады, городок стал оплотом повстанцев. Не случайно, собирая материалы о бунте, Александр Пушкин посетил именно Алексеевск. Местные ветераны полка рассказали ему о трагической судьбе одного из офицеров. Он был комендантом небольшой крепости Оренбургской оборонительной линии, и пугачевцы повесили его вместе с женой.

Петр I в Поволжье. Часть последняя

Именно Алексеевский полк поставлял своих солдат и офицеров в форты, которые основывала Оренбургская экспедиция. Этот сюжет лег в основу повести Пушкина «Капитанская дочка». Кстати, среди отличившихся в боях командиров Алексеевского полка был офицер по фамилии Гринев. 

Петр I в Поволжье. Часть последняя

Сгоревший «кремль» и новый «замок»

Второе посещение Петром I нашего края было значительно более содержательным, чем первое. 50-летний император вместе с супругой Екатериной проплыл по Волге в начале июня 1722 года, во время Персидского похода. На этот раз Петр не торопился. В Казани суда стояли три дня. Император осмотрел город и его окрестности. Он решал вопросы создания нового производства, строительства судов. Здесь для дальнейшего плавания были взяты четыре лоцмана. Миновав устье Камы, Петр потратил весь день 8 июня на посещение развалин города Булгар — былой столицы Волжской Булгарии.

Как свидетельствуют дорожные «юрналы», 10 июня «после полудня в третьем часу приехали к Самаре и переменили гребцов, а Его Величество ездил осматривать того города, который огорожен досками. И после того пошли в путь и ехали во всю ночь». Город, который посетила императорская семья, существенно отличался от Самары 1695 года. Старые «кремль и палисад» в 1703-м «згорели без остатку». Новый «замок» был выстроен на свободном месте, примерно в 200 метрах к северо-востоку от сгоревшего — «от жилья к степи». Это была земляная крепость в форме ромба, с частоколом и башнями. Площадь ее составляла около четырех гектар. Вся прочая жилая застройка города была защищена тарасами (высокими деревянными стенами). Они перемежались со сторожевыми башнями, а также палисадом из бревен и рогатками. Эта система укреплений выходила к Волге в районе современной площади Революции.

Петр I в Поволжье. Часть последняя

Профессор Дубман рассказывает, что крепость царю показывал местный комендант подполковник Василий Кушников. В Самаре Петр встретился с походным атаманом яицкого казачьего войска Никитой Бородиным и с сопровождавшими его казаками. За свое «полонное терпение» (плен) они получили от государя 15 рублей. Екатерина посетила местную соборную Троицкую церковь или один из двух существовавших тогда в городе монастырей. Там царица раздала нищим — по разным сведениям — один или два рубля «мелкими деньгами». 

Именно при Петре I стали в полной мере использоваться лечебные свойства сергиевской минеральной воды. Это случилось после того, как Готлиб Шобер сделал анализ местных источников, выявив в них наличие свободного сероводорода, «…который может проходить в потовые скважины кожи и к здравию человеческого тела пригоден».

Эдуард Дубман, историк:

— С именем Петра связано строительство крупных центров — будущих городов, формирование в регионе промышленности, перестройка Самарской крепости. У императора была идея серьезного освоения Заволжья, для реализации которой ему просто не хватило времени, он умер в 1725 году. После его кончины особенного значения развитию этого края не придавалось. Ситуация изменилась в 1730-1731 годах, когда на престол взошла племянница Петра Анна Иоанновна. С самого начала своего правления она стала реализовывать проекты освоения Заволжья, Южного Приуралья и включения в состав России Казахстана и Средней Азии.

Фотографии и картины: исторические архивы

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации