Нам есть для кого работать: руководитель Ансамбля русских народных инструментов Самарской филармонии поделился историей творческого успеха 

22.06.2022

5684

Автор:

Нам есть для кого работать: руководитель Ансамбля русских народных инструментов Самарской филармонии поделился историей творческого успеха 

На протяжении столетий народная музыка остается одним из наиболее ярких и демократичных средств художественного выражения. С развитием технологий у разных поколений музыкантов подход в исполнении постепенно менялся. Но это не значит, что со временем эта музыка перестала нас вдохновлять. Претерпев всевозможные метаморфозы, она остается актуальной и продолжает дарить радость людям, наполняя сердца светом и любовью. 

Заслуженный артист РФ Рамиль Батыршин с 1986 года является руководителем Ансамбля русских народных инструментов Самарской филармонии. Работает вместе со своей женой, заслуженной артисткой Самарской области, исполнительницей народных песен Верой Батыршиной. Их сын Эльдар – пианист, принимал участие в фестивале фортепианной музыки в Самаре, работает заместителем директора Детской школы искусств им. Стравинского в Москве.

Корреспондент «Самарской газеты» пообщался с руководителем ансамбля. Музыкант рассказал о своем становлении и творческих задачах коллектива.

«Я часто говорю спасибо своим родителям»

– Я прежде всего благодарен своей маме, которая заметила мои музыкальные способности уже в пятилетнем возрасте и отдала учиться играть на баяне в школу имени Кабалевского, которая находилась раньше в овраге Подпольщиков. Здание было деревянное и одноэтажное. Собственно говоря, почему баян? В 1950-60-е годы этот народный инструмент пользовался всеобщей любовью. После музыкальной школы я окончил Куйбышевское музыкальное училище, а потом Ленинградскую консерваторию, тоже по классу баяна.

Самое главное в моей жизни – это любовь к народным инструментам, прежде всего к баяну, на котором я играю. К тому же мне нравится ансамблевое музицирование. Уже 35 лет существует наш коллектив, который я организовал в филармонии. До этого у меня был ансамбль в Перми. Потом по семейным обстоятельствам я переехал в Самару.

Музицирование именно в таком небольшом составе, всего пять человек, дает уникальную возможность играть обширный репертуар. И это не только народная музыка: если поднять программы концертов, то у нас была русская, западная классика, Бах, Вивальди, Мендельсон, эстрадная музыка, “Битлз”, “Абба”. В общем, что называется, на любой вкус.

Чем хорош небольшой ансамбль?  

– Я думаю тем, что можно играть самую разную музыку. Стараемся делать аранжировки разных стилей, поскольку основной своей задачей считаю популяризацию русских народных инструментов. Хочу показать слушателю, прежде всего молодому, что на народных инструментах и сейчас можно играть интересно.

Мне запомнился фестиваль 2017 года, когда нас пригласили на международное мероприятие  «Баян и аккордеон» в Санкт-Петербурге. Это было признанием нашего профессионального уровня, заслуг в народном исполнительстве. У нас было сольное выступление в концертном зале у Финляндского вокзала, и на следующий день нам предложили поучаствовать со своей программой в закрытии фестиваля, в котором участвовали многие знаменитые баянисты.

«И дети, и их родители»

— За многие десятилетия в нашем городе была создана благодатная атмосфера для творческого развития, обучения игре на народных инструментах. С 1950-х годов баянисты, балалаечники, домристы всегда являлись примером высоких профессиональных качеств не только в нашем регионе, но и по всей стране. Условия хорошие, почва благодатная, и нам есть для кого работать!

Если раньше на наши концерты больше ходили люди зрелого возраста, то сейчас мы видим в зале детскую, юношескую аудиторию,  которая  с большим вниманием слушает наши выступления.

Живой пример – прошедший не так давно концерт в Самарском государственном колледже сервисных технологий и дизайна. Мы выступали в канун Дня Победы с двумя программами. Самой важной оценкой нашей деятельности я считаю не громкие аплодисменты в конце выступления, а предельное внимание и тишина во время исполнения серьезной музыки. Публика была молодая, 15-16 лет, – самый переломный возраст, и с каким вниманием они слушали. Вот показатель нашей актуальности и взаимодействия с современным миром, молодой аудиторией!

Вечная истина: балалайка и баян — настоящие проводники души народа. Вот она, изначальная Россия, все оттуда. Почему звуки различных народных инструментов находят у людей такой отклик? Это не случайно, я думаю.

“Наслаждаюсь музыкой, как простой зритель”

Своим мнением о работе Ансамбля русских народных инструментов Самарской филармонии поделился Виталий Максимов – один из ярких представителей и последователей Самарской баянной школы известного педагога-музыканта Дмитрия Шаталова.

Нам есть для кого работать: руководитель Ансамбля русских народных инструментов Самарской филармонии поделился историей творческого успеха 

– Этот коллектив существует уже давно, и я надеюсь, что у него будет долгая творческая жизнь. Многое зависит от музыкантов, но еще больше от руководителя. Рамиль Батыршин – профессионал высочайшего уровня как исполнитель, аранжировщик, инструментовщик, координатор. На нем держится весь коллектив.

Он всегда был «академистом» в плане стилистики исполнения музыки, но я бы не сказал, что в творческом плане Рамиль «консерватор». У него было много выступлений на эстраде. За эти годы столько программ, столько инструментовок они сделали!

Рамиль Батыршин всего с пятью участниками коллектива может исполнить такие интересные музыкальные  вещи. С небольшим составом он делает качественную инструментовку, все звучит ярко и разнообразно. За время существования коллектива у Рамиля Батыршина сменилось несколько составов ансамбля, и всегда там были отличные музыканты, виртуозы. Когда профессионально занимаешься музыкой, трудно остаться довольным после исполнения того или иного произведения. А у него на концертах я просто наслаждаюсь музыкой, слушаю, как простой зритель, для меня это высокий показатель мастерства коллектива.

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации