Виктор Сухоруков: У доброты нет конечной точки

18.03.2022

2894

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Виктор Сухоруков: У доброты нет конечной точки

Сарафанов из пьесы Александра Вампилова «Старший сын» — воплощение любви и всепрощения. Герой, известный широкой публике, в первую очередь в исполнении Евгения Леонова (фильм Виталия Мельникова), дает возможность постановщикам поговорить о разных гранях добра.

Одна из самых знаменитых пьес Вампилова — о нелепом и смешном человеке, которого переполняют любовь, нежность и сострадание. Его так легко обвести вокруг пальца. История и начинается с обмана, когда двое молодых людей, провожая девушек в пригород, опаздывают на последнюю электричку. В поисках тепла и ночлега незадачливые ухажеры попадают в дом чудаковатого музыканта по фамилии Сарафанов. И это приводит к самым неожиданным последствиям, переворачивая жизнь всех героев пьесы.

7 марта в рамках проекта РОСКОНЦЕРТа «Большие гастроли» театральная компания «Свободная сцена» представила на сцене самарской Драмы спектакль «Старший сын». Главные роли в постановке режиссера Павла Сафонова исполнили Евгений Цыганов, Ольга Ломоносова, Агриппина Стеклова. Но несмотря на плеяду известных артистов, спектакль можно назвать бенефисом Виктора Сухорукова. Его Сарафанов доверчив до наивности, но тверд в своих решениях. Это персонаж, который излучает светлое сияние, под действие которого попадают все. Даже случайные люди, обманом проникшие в его дом, чтобы погреться. Финальная сцена, отсылающая к библейской притче о блудном сыне, поднимает историю на новую высоту.

Премьера спектакля состоялась десять лет назад, но, по словам актера, пьеса до сих пор будоражит умы исполнителей и каждый раз дает им толчок для переосмысления материала. Народный артист РФ Виктор Сухоруков рассказал «СГ» о своей работе в кино и на сцене.

О Самаре

— Самара — прекрасный город. Многие века уже течет великая русская река Волга. И стоит на ее берегу город со своими традициями, историей — Самара-Куйбышев. Как же в него не приехать? Это огромное удовольствие. Всегда приятно приезжать в город, в котором любят искусство, театр, культуру.

Сарафанов и другие

— Спектакль «Старший сын» идет с огромным успехом уже десять лет. Вчера были в Тольятти — аншлаг. Они принимали нас, словно балет мирового уровня.

Пьеса «Старший сын» — это просто невероятная драматургия. Я, прожив свою большую жизнь, удивляюсь, как, будучи молодым человеком, Александр Вампилов мог сочинить такую евангельскую историю (На момент написания произведения драматургу было тридцать лет — прим. авт.). Вчера сидели с коллегами — Женей Цыгановым, Пашей Сафоновым — он режиссер и играет роль Сильвы, Олей Ломоносовой, Агриппиной Стекловой, Игорем Неведровым, Андреем Финягиным — ужинали после спектакля, обсуждали пьесу и вдруг нарвались на одно слово — заблуждение. Сделали настоящее открытие — это после того как уже десять лет играем. Каждый персонаж врет, у каждого своя ложь. И вскрывая эту неправду, герои становятся чище и ближе друг к другу. Так что получается, несмотря на большой стаж спектакля, мы все равно размышляем, фантазируем и обогащаем историю. Как не любить эту постановку? Я в ней счастлив и молод. Эту роль можно прикладывать к душе как подорожник. У каждого должен быть такой целительный источник. Для меня это моя родина, мои родители, мои соседи, любовь людей, признание зрителей.

Наш спектакль пробуждает в зрителях ностальгию. Не по тому времени, про которое мы играем, а по своей молодости, детству, родным, даче.

Андрей Григорьевич даже не главный герой, он объект, вокруг которого определенным образом сложились обстоятельства. Святость — то, что присваивается другими людьми. Сказать про себя «я святой» неприлично и неправильно. Конечно, Сарафанов очень добрый человек, жена бросила его с двумя детьми, при этом он не оставил свою мечту — сочиняет ораторию под названием «Все люди — братья». Это походный марш. С поднятыми флагами, бумажными цветами, криками «ура» и праздником в душе.

Мой персонаж поверил, что человек, который пришел к нему, — его сын. И не смог отказаться от этого убеждения. Надо ли стремиться стать таким? Думаю, нет. Таких людей часто обижают. Сегодняшний мир особенно зубастый, в нем надо бороться за себя сильно и даже цинично. Выжил бы Сарафанов сегодня? Наверное, да. Но жил бы очень скромно, в старых одеждах далекого времени.

Если мы превратим доброту в таблетки и будем мерить какими-то ограниченными параметрами, это неправильно. В ней важны безвозмездность и нескончаемость. У доброты нет точки: вот тут я щедрый, в таком-то объеме, на таком-то километре, а дальше — нет. Вера, надежда, любовь — понятия бесконечные. Доброта как радиация — ее может быть не видно, но она оказывает воздействие.

Виктор Сухоруков: У доброты нет конечной точки

Между «Братом» и «Павлом»

— Алексей Балабанов — гениальный режиссер, уникальная личность, который видел этот мир как расколотый грецкий орех — видел мозг жизни, когда сочинял свои фильмы. Я был его преданным актерским псом. Когда не понимал задачи, которые он мне ставил, то пытался их разгадать, расшифровать. Порой приходилось проявлять инициативу, это его раздражало.

Роли в фильмах «Брат» и «Брат-2» не входят в число моих любимых, потому что Алексей Балабанов писал этот образ с меня. Совсем другое дело «Комедия строгого режима», «Про уродов и людей», «Бедный, бедный Павел», «Остров», «Не хлебом единым». Здесь я действительно сочинял персонажей, вытаскивал из себя возможности. У меня есть картины, пересматривая которые (что делаю редко), до сих пор удивляюсь: «Как я это делал? Уже не помню».

Режиссер Виталий Мельников не хотел брать меня на роль в «Бедный, бедный Павел», у меня тогда было бандитское амплуа. Но в силу своей мудрости решил попробовать. Что ему стоит поговорить с актером? Ну и поговорили. Никаких проб не было. Он похлопал по кожаному дивану ладошкой и сказал: «Павел у нас есть». Потом меня «утвердит» Олег Иванович Янковский: «Знаю этого сумасшедшего. Но годится».

Павел I прежде всего страдающий человек. Этого в нем никто не видел. Мы можем судить только от услышанного, от прочитанного, от поданного материала. Чем дальше удаляется личность в глубину времени, тем больше у нас права сочинять, дополнять, дорисовывать. Уже никто не проверит. Придет время, и Наполеона будут играть двухметровые актеры.

Когда меня утвердили — а на эту роль хотели и Константина Райкина, и Игоря Скляра, — это была моя великая победа и огромное счастье. Естественно, я стал погружаться в материал — читал все, что мог найти о Павле I. Был потрясен одной новостью — он был не люб во все времена. И в царское, и при коммунистах, и при демократах. Почему-то его не приняли.

Он был уникальный семьянин, потрясающий отец. При любой возможности Павел I обходил своих детей — их у него было десять — целовал всех, а потом заходил в семейную церковь, молился и плакал.

Если бы он был невероятно глуп, его бы не убили, а использовали — дураками манипулируют. И уничтожили-то его не в карете по дороге на охоту, а в спальне — свои, белая кость, голубая кровь! В процессе съемок я, рыдая, кричал режиссеру: «А как же Бог? Тогда же не было атеизма!» Не понимаю, как это могло быть.

Ненормальный или гениальный

— У меня никогда не было никакого протекционизма в профессии, никакой поддержки. Весь мой путь от мечты до реализации честен и яростен. Педагог сказал про меня: «Либо ненормальный, либо гениальный». Но слава богу рискнул и дал себе возможность разглядеть во мне одаренного человека, а не дурачка.

На данный момент я люблю роли-оборотни, метаморфозы, когда на глазах у публики человек через определенный промежуток времени меняется в корне. Для меня любимое слово в тексте «вдруг». Меня томит и влечет сюжет, в котором я потеряюсь. Нечто подобное почти случилось на картине «Про уродов и людей». Играя этого персонажа, мне хотелось сказать: «Как я тебя ненавижу». Сегодня ищу сюжет, в котором я бы удивился сам себе.

Виктор Сухоруков: У доброты нет конечной точки

Виктор Сухоруков — советский и российский актер театра и кино. Народный артист Российской Федерации (2008). С 1974 по 1978 год учился в ГИТИСе, на одном курсе с Татьяной Догилевой и Юрием Стояновым. Делил с последним комнату в институтском общежитии. Стоянов при этом был самым младшим на курсе, а Сухоруков — самым старшим.

Окончив ГИТИС, по приглашению Петра Фоменко уехал в Ленинград и поступил в Театр комедии имени Акимова, где был утвержден на главную роль в спектакле «Добро, ладно, хорошо». 

В 1986 году Сухоруков был принят в Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола. Здесь он сыграл в спектаклях «Стойкий оловянный солдатик» (1986), «Женитьба Белугина» (1987), «Дракон» (1988), «Да здравствует глупость!» (1991), «Дети райка» (1991).

В кино до конца 1980-х годов был практически не востребован. Новая жизнь актера началась в 1989 году, когда режиссер Юрий Мамин пригласил его на большую роль в комедии-фарсе «Бакенбарды» об обществе пушкинистов. Фильм оказался успешным, и актером заинтересовался молодой режиссер Алексей Балабанов. Он предложил Сухорукову сняться в его ленте «Счастливые дни» по мотивам произведений Самюэля Беккета.

В 1997 году на экраны вышел фильм Алексея Балабанова «Брат», и к артисту, которому на тот момент было уже 45 лет, пришла всероссийская известность.

Вплоть до 2003 года Сухорукову доставались исключительно отрицательные роли. Новый этап в творчестве актера начался после того, как ему предложили роли в исторических картинах — графа Палена в фильме «Золотой век» и Павла I в фильме «Бедный, бедный Павел». За воплощение образа трагически погибшего императора Сухоруков в 2004 году был удостоен кинопремии «Ника».

Актера приглашали в Голливуд сниматься в двадцатой серии «бондианы», но он отказался, потому что участвовал в спектакле Олега Меньшикова «Игроки».

В 2011 году был награжден премией «Золотой орел» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Овсянки».

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации