Нимфы и Шурале. Европейские и восточные мотивы Нурхатима Бикулова

15.03.2022

2233

Автор:

Нимфы и Шурале. Европейские и восточные мотивы Нурхатима Бикулова

В центре культуры и творчества «Новое пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки открылась выставка Нурхатима Бикулова «Шурале». Она приурочена к 85-летию со дня рождения художника, ушедшего из жизни в 2018 году.

Директор центра Дмитрий Вырыпаев продолжает серию ретроспективных экспозиций работ известных самарских мастеров. По его словам, выставка татарского автора не случайно открылась на следующий день после 8 Марта. Нурхатим был поклонником женской красоты, создал сотни образов своих современниц. Он любуется их одухотворенными лицами, воспевает красоту и грацию тел. Именно из-за «обнаженки» в советское время мастер был гоним партийными органами, которые приравнивали его картины чуть ли не к порнографии. Сегодня мы видим в них продолжение классического искусства, которое немыслимо без изображения человеческого тела. 

Нимфы и Шурале. Европейские и восточные мотивы Нурхатима Бикулова

Тогдашние руководители культуры не обращали внимания на самое главное — взгляд художника на свои модели. А он всегда был искренним и бережным. Белокожие и смуглые красавицы — это его музы, нимфы, за которыми подсматривает из-за кустов, обомлев от восхищения, проказливый дух леса Шурале. Художник самого себя отождествляет с этим татарским лешим, черты которого проглядывают в автопортретах. 

Все, кто помнит художника, отмечают его внешнюю сдержанность и даже угрюмость, которая сочеталась с горячим сердцем и светлым умом. Мальчик из глухой татарской деревни, он сделал себя сам. Почувствовав стремление к изобразительному искусству, этот самородок настойчиво стремился к познанию секретов живописи. Навсегда в памяти Нурхатима Зарифовича остались его педагоги из Харьковского художественного института — замечательные художники-авангардисты Борис Косарев и Василий Ермилов.

— Они сумели привить мне широкий взгляд на искусство, интерес к различным стилям и направлениям, — вспоминал Бикулов.

На выставке в «Новом пространстве» можно увидеть всю палитру течений и жанров, в которой он работал. Его нимфы написаны то в реалистичной манере, то в импрессионистской, а то и в яркой экспрессионистской. Некоторые «ню» как будто вышли из-под кисти Сезанна и Матисса, другие очень декоративны.  

Нимфы и Шурале. Европейские и восточные мотивы Нурхатима Бикулова

Однако эта сторона его творчества не была преобладающей. Пожалуй, наиболее впечатляют посетителей прекрасно выстроенные многофигурные композиции на значимые для художника темы: родное село, традиции и обряды татарского и башкирского народов, мифологические и сказочные мотивы из народного эпоса. Казалось бы, вполне приземленные мотивы, такие как выбор на сельском сходе пастуха для общественного стада, встреча коров, возвращающихся с пастбища, купание колхозных коней, полны особой поэтики. В них сквозит искренняя любовь художника к родному краю. На этот раз он использует негромкие, охристые краски, подчеркивающие близость персонажей его работ к земле и природе. 

Не может не привлечь внимание одна из центральных картин — «В поле», написанная в 1978 году. На переднем плане изображена мать художника в национальном наряде, а рядом с ней — внучка, удивительно схожая с бабушкой чертами лица. Это настоящая повесть о судьбе женщины, на смену юной прелести которой приходит мудрая зрелая красота. 

Выставка «Шурале» будет работать с 9 марта по 9 апреля 2022 года. Вход свободный. (18+)

Нимфы и Шурале. Европейские и восточные мотивы Нурхатима Бикулова

Валентина Воронова, руководитель клуба «Отечество ГМК»:

— Нурхатим входит в плеяду таких признанных сегодня, а тогда начинающих художников, как Вадим Сушко, Вениамин Клецель, Толя Песигин, Валентин Белоусов, Виктор Панидов. Они вносили в художественную жизнь нашего города свежую струю. С Бикуловым нам в ГМК-62 хлопотно было, очень уж часто на его полотнах изображалась обнаженная натура. Официальной власти это не нравилось, и нам заявляли: пусть Нурхатим перестанет писать голых. Мы получали разнос, а как страсти улягутся — потихоньку опять продвигали то, что считали достойным внимания.

Помню, как однажды после окончания одной из выставок я предупредила авторов, чтобы они не расходились — будут вручать грамоты. Обласканный внимаем Сушко сказал, что ему новые грамоты ни к чему, а Бикулов заметил, что будет очень рад столь редкой для него награде. Так что сегодня он был бы счастлив видеть, как много народу пришло на его персональную выставку. 

Фотографии автора

Страничка истории

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации