Мода во всем. Рассказывают фонды музея имени Алабина

25.02.2022

2439

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Мода во всем. Рассказывают фонды музея имени Алабина

Говорят, в нашем городе до революции законодательницей мод была богачка Александра Курлина, которая выписывала себе туалеты из Парижа. Местные франтихи специально поджидали ее выхода из дома и старательно запоминали фасон нового платья, пока Александра шла к карете. А затем бежали к портнихам или сами усаживались за швейную машинку, чтобы соорудить себе похожий наряд.

Но дело одним платьем не обходилось: а шляпка? А подходящие перчатки? А туфли? А нижние юбки, корсет? Провинциальной даме нужно было изрядно истратиться и исхитриться, чтобы выглядеть точь-в-точь, как столичная жительница. 

Со временем все эти атрибуты женской привлекательности оказались в собрании краеведческого музея. Главный научный сотрудник отдела фондов Екатерина Елисеева рассказала, что при подготовке к одной из выставок она обнаружила на хранении массу разнообразного женского белья прошлых веков. И вот теперь решено показать это богатство посетителям. 

Мода во всем. Рассказывают фонды музея имени Алабина
Мода во всем. Рассказывают фонды музея имени Алабина

В экспозиции можно увидеть украшенные фестонами нижние юбки, великолепные корсеты, вышитые сорочки, блузы-матинэ, богато отделанные кружевом. О каждой из вещей куратор выставки расскажет много интересного. Например, знаете ли вы, что корсеты испанских дам, приближенных к королевскому двору, были пронизаны стальными пластинами? Они настолько сдавливали грудь и талию, что вели к рождению уродцев в дворянских семьях. Слава богу, простолюдинки были избавлены от этого орудия пыток. 

Постепенно вместо стальных спиц в корсеты стали вставлять китовый ус. Однако их тоже настолько сильно затягивали, что это приводило к деформации грудной клетки. Именно ее обнаружил молодой прусский физик Вильгельм Рентген, сравнивший снимки тела своей супруги и крестьянской девушки, сделанные на изобретенном им аппарате. Тогда вышло постановление: объем утянутой талии не должен быть меньше 56 см. 

Однако для девушек не было преград на пути к совершенству. На балах пившие во имя «интересной бледности» уксус, голодавшие несколько дней перед мероприятием дамы падали в обморок не столько от истощения, сколько от нехватки воздуха. Их сдавленные легкие не могли вместить нужный для быстрых танцевальных движений объем. Старинный анекдот: «Во время танца дама падает замертво. Испуганный кавалер кричит: «Воды, воды!». Дама вдруг глубоко вздыхает и шепчет: «И кусочек хлебца!».

Мода во всем. Рассказывают фонды музея имени Алабина
Мода во всем. Рассказывают фонды музея имени Алабина

Но вернемся в старую Самару. Многие богатые купчихи, происходившие из строгих староверческих фамилий, считали «французские тряпки» сплошным баловством. За помощью в изготовлении приданного для дочерей-невест они обращались к мастерицам Иверского монастыря. Одно из их творений — нижняя рубашка на бретелях выставлена в витрине. Елисеева поясняет, что все кружева, мережки, вставки из вышивки «ришелье» на ней сделаны вручную. Покупная тесьма, пожалуй, только окаймляет сами бретели. Настоящее произведение искусства. Конечно, монахини могли бы и яркими цветами вышить исподнее. Но это считалось вульгарным. Белье должно было быть только белого цвета. 

Дополнением экспозиции стала коллекция дореволюционных открыток, альбомов, обращенных к теме женского тела. 

Один из самых интересных экспонатов — статуэтка задорной темнокожей девушки в рубашке-тунике. Говорят, она украшала витрину знаменитого кондитерского магазина на углу Ленинградской и Фрунзе и в советскую эпоху. А досталась статуэтка горпищеторгу от основателей конфетной лавки из дореволюционного прошлого.

Мода во всем. Рассказывают фонды музея имени Алабина
Мода во всем. Рассказывают фонды музея имени Алабина

Временной охват выставки «Обнажая фонды» — до 60-х годов прошлого века. (18+)

Страничка истории

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации