«Основная задача камер ГИБДД — профилактика». Начальник ЦАФАП по Самарской области об итогах года

07.12.2021

25230

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

«Основная задача камер ГИБДД - профилактика». Начальник ЦАФАП по Самарской области об итогах года

В нашей губернии продолжают развивать систему автоматической фиксации нарушений в сфере дорожного движения. Ее главные задачи — снижение аварийности на магистралях. Автомобилист, зная, что за ним наблюдает камера, становится более дисциплинированным. Штрафы, лишние расходы никому не нужны, а значит, водитель не решится на опасные маневры. О том, как сегодня работают камеры на дорогах, мы узнали из беседы с заместителем начальника центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Евгением Шайдуллиным. 

Комплексы — на трассы

В нашем регионе действуют 547 комплексов автоматической фиксации нарушений. Больше всего приходится на крупные города — Самару, Тольятти, Сызрань. Применяют их и на дорогах регионального и федерального значения. 514 комплексов — стационарные, они работают круглосуточно, обеспечивая постоянный контроль за определенными участками. 32 — передвижные, то есть места их дислокации меняют. И еще один — мобильный.

Модернизацией и эксплуатацией системы занимается областной департамент информационных технологий и связи и подведомственное ему учреждение «Безопасный регион». 

Места работы комплексов определяют исходя из детального анализа аварийности. Камеры нацелены на то, чтобы убрать причины, влияющие на механизм совершения тех или иных видов ДТП на конкретных участках. 

— Основная задача системы — профилактика. Создаем условия, принуждающие участников дорожного движения выполнять установленные правила, — пояснил Шайдуллин. — Комплексы показали свою эффективность. 

В ЦАФАП отметили: в настоящее время в городах нет необходимости расширять сеть комплексов. Оснащать какие-либо дороги камерами в населенных пунктах пока не планируют. 

— Мы переориентировались на профилактику нарушений, приводящих к ДТП, в которых гибнут люди. Это превышение разрешенной скорости и выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, — рассказал Шайдуллин. — Наибольшее количество таких происшествий случается на дорогах регионального и федерального значения. 

Поэтому в 2020-м и текущем годах комплексами оснастили наиболее аварийно-опасные участки загородных трасс. Оборудование фиксирует превышение скоростного режима и движение по встречке. В августе 2021-го в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» комплексы появились на 15 участках магистралей. В ноябре и декабре собираются ввести в эксплуатацию еще 55. 

Больше возможностей

На первых этапах, в 2010-2011 годах, в систему входили только передвижные комплексы. Они фиксировали превышение скорости на трассах. В 2012-м дороги в Самаре стали оборудовать стационарными комплексами. Те так же «видели» любители погонять. У современных комплексов возможностей больше, и сейчас ЦАФАП работает по 12 видам нарушений.  

— Есть комплексы, которые фиксируют что-то одно, — уточнил Шайдуллин. — Но нас в первую очередь интересуют многофункциональные комплексы. И производители стараются, чтобы их оборудование могло фиксировать несколько видов нарушений.   

Так, чтобы организовать безопасное движение в городе, нужно, в частности, исключить нарушения при проезде перекрестков. Камеры контролируют здесь множество ошибок водителей. В том числе нарушения требований дорожных знаков и разметки, правил маневрирования, расположения транспортных средств на проезжей части, проезд на запрещающий сигнал светофора.

В будущем могут появиться комплексы, которые станут выявлять водителей, не предоставляющих преимущество в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах. В городах на «зебрах», где нет светофоров, наезды на людей — один из самых частых видов ДТП. 

— В России не так много производителей комплексов, которые ориентируются на выявление данного вида нарушения, — рассказал Шайдуллин. — В прошлые годы мы с коллегами из областного правительства изучили возможность эксплуатации подобного комплекса — провели тестовую эксплуатацию оборудования одного из производителей. Дали свои предложения, как улучшить качество работы техники.  

За десять месяцев 2021 года в Самарской области камеры выявили около 4 млн нарушений ПДД. В 70 % случаев это было превышение скорости. 

Собирают доказательства

Комплексы настроены на определенные зоны контроля. Например, на перекрестках под прицелом камер и само пересечение проезжих частей, и подъездные пути к нему. Допустим, конкретная машина ведет себя здесь некорректно. Комплекс, следуя заложенному алгоритму, понимает: эти действия недопустимы. Он вылавливает авто в потоке, распознает номер и делает серию фотографий. Так оборудование собирает доказательную базу нарушения. Есть камеры, которые также снимают короткое видео. Оно требуется, чтобы зафиксировать проезд на красный сигнал светофора. 

Информация с комплексов в режиме реального времени поступает в хранилище ЦАФАП. Здесь специалисты отсматривают материалы, уточняют все моменты и решают, допустил водитель нарушение или нет. Доказательная база должна быть полной, качественной. Если сомнений нет, формируется постановление об административном правонарушении в электронной форме. К ответственности привлекают собственника транспортного средства. Информация уходит на федеральные ресурсы — становится доступной в базе ГИБДД и на портале госуслуг. 

Если у владельца машины есть подтвержденная учетная запись на портале госуслуг и он дал согласие получать постановления в электронном виде, информация о нарушении и штрафе появляется в личном кабинете через несколько дней после фиксации. В ином случае постановление направляют по почте, и его доставка занимает около недели.

Чья машина

Количество нарушений, которые способны обнаружить комплексы, зависит от времени года и погоды. Зимой оно минимально. Водители снижают скорость, видимость плохая, дорожная разметка стирается, закрыта снегом. В метель, как уточнили в ЦАФАП, фиксацию нарушений вовсе приостанавливают. В летний период количество нарушений достигает пика. В минувший сезон ежедневно к ответственности привлекали до 30 тысяч нарушителей. Сейчас эта цифра не превышает 10 тысяч.    

Бывает, распознать номер машины нарушителя невозможно, поскольку он скрыт или специально видоизменен, например, затерт. Иногда выясняется: госзнак — двойник и принадлежит автомобилю другой марки, потому что какая-либо буква подрисована. Например, была С, а стала О. ГИБДД выделяет такие знаки в категорию, подлежащую отработке. Данные номера загружают в базу аппаратно-программного комплекса «Гарпун», и техника устанавливает маршруты их передвижения. Инспекторы ДПС останавливают водителей и привлекают к ответственности. 

Еще одна проблема, с которой сталкивается ЦАФАП, — невозможно установить собственника машины. Прежний владелец продал авто и прекратил его регистрацию, а новый на учет не поставил. Чтобы находить тех, кто управляет такими транспортными средствами, в этом году приобрели три аппаратно-программных комплекса. Они работают в Самаре, Тольятти и Сызрани. 

Мобильные комплексы размещают у проезжей части. Сверяясь с загруженной базой, они вычисляют в потоке номера машин с прекращенной регистрацией, числящиеся за умершими, находящиеся в розыске. Также под прицелом авто с большим количеством неоплаченных штрафов. Информация об этих машинах передается экипажу ДПС, который несет службу рядом, по ходу движения.

3 956 742 нарушения ПДД зафиксировано в автоматическом режиме за десять месяцев 2021 года:  

2 744 406 — превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ);

673 095 — несоблюдение дорожных знаков, разметки (части 1, 2, 4, 6 статьи 12.16);

371 304 — нарушения правил проезда перекрестков (части 1, 2, 3 статьи 12.12); 

56 345 — движение по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств (часть 1.1 статьи 12.17);

55 820 — нарушения правил маневрирования, расположения транспортного средства на проезжей части (часть 1.1 статьи 12.14, части 1 статьи 12.15);

55 772 — выезд на полосу, предназначенную для встречного движения (части 4, 5 статьи 12.15, части 3, 3.1 статьи 12.16). 

Фотография Владимира Пермякова

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации