«Люди постоянно требуют что-то новое»: как сммщику справиться с «информационным ожирением» и что он для этого делает

28.10.2021

1219

Автор:

«Люди постоянно требуют что-то новое»: как сммщику справиться с «информационным ожирением» и что он для этого делает

Из исторического факультета Вика Шинкарчук прыгнула в SMM, а теперь хочет стать продакт-менеджером. Как ей удалось освоить профессию сммщика, что делать с неудачным контентом и почему эмоджи доставляют боль, узнала «Самарская газета». 

Что еще за SMM

SMM — это комплексное ведение соцсетей. Cммщик должен быть журналистом, юристом, психологом, маркетологом, фотографом и комьюнити-менеджером. Это специфика работы в небольших компаниях региона. В крупных же клиенты понимают, что сммщик занимается контентом. Он не копирайтер и не фотограф, он не должен делать макет для рекламы и запускать ее, он должен заниматься продвижением соцсетей.

Многие думают, что SMM — это несерьезно. Так, подработка для студентов: постики выкладывай и все. Нет! Большой SMM — это аналитика, работа с метриками и блогерами, с деньгами, иногда с очень большими деньгами, это инфлюенс-маркетинг. А вообще это креативная и нервная профессия. Нужно удивлять каждый раз, каждый! Люди такие «зажравшиеся», постоянно требуют что-то новое, необычное. 

«Люди постоянно требуют что-то новое»: как сммщику справиться с «информационным ожирением» и что он для этого делает

Чем занимаются эти сммщики

Сначала нужно забрифовать клиента. То есть задать вопросы, которые помогут создать контент: кто целевая аудитория группы, какие особенности продукта, есть ли конкуренты. Дальше определяем с заказчиком платформу, на которой нужно работать:  соцсети, мессенджеры. После я прописываю контент-план на неделю: придумываю идею, тестирую ее, делаю визуал, подстраиваю его под площадку, согласовываю с клиентом. 

Но на постах работа сммщика не заканчивается: после их выхода необходимо проанализировать метрики успешности продаж. Это показатели, на которые сммщик ориентируется при оценке работы: охваты, переходы, кликабельность, просмотры, лайки, репосты. Все зависит от цели клиента.

Если материал отличный, то люди реагируют: скинут другу, добавят в закладки или прокомментируют. Даже ответ «Я не согласен, вы дураки» супер.  Черный пиар — тоже пиар, а равнодушие в SMM всегда плохо заканчивается. При этом нельзя хамить в ответ аудитории, даже если она не права. Подписчик должен думать, что его услышали, приняли и все исправили. 

Каждый месяц необходимо анализировать статистику. Она помогает понять, какой материал заходит, что привлекает людей, с каких каналов приходят. Это влияет на заработок и имидж клиента.

Кому и когда нужны сммщики

Сейчас любому b2c (бизнес, ориентированный на массового клиента — прим. ред.) нужен смм, если владелец не может заниматься соцсетями. Потому что  большую часть жизни люди проводят в интернете. Понаблюдайте за ними на улице, в трамваях, на остановке — они не стоят просто так, они сидят в телефоне, скроллят ленту, читают новости, слушают подкасты. Это хороший релакс и хорошая рекламная площадка. Иногда нужен сммщик и в b2b (бизнес и услуги, ориентированные на других бизнесменов — прим. ред.), но подход к такой работе другой. Обычно, информация и продажи в b2b распространяются через локальные каналы «по сарафанке». 

«Люди постоянно требуют что-то новое»: как сммщику справиться с «информационным ожирением» и что он для этого делает

Хочу стать сммщиком, с чего начать

Советую со студенческих медиа. Это безопасная среда развития, в которой никогда не дадут по голове. А коммерческий SMM даст: за плохой креатив, за неудачную идею, да и аудитория может захейтить. Например, история «ВкусВилла»: заказчик платит кошельком — аудитория уходит. А в университете можно писать почти на любые темы. Отчислить студента очень трудно. 

А еще университет это не только про пары, но и отличный нетворкинг. Так, меня позвали работать сммщиком в Агенство по реализации молодежной политики. Там я вела социальные сети мероприятий, занималась сторонними проектами: iВолга, StrelkaHall. Хотелось менять молодежную политику с низов. Но работа в государственной структуре накладывает отпечаток и полностью убрать его невозможно. 

Мы старались делать публикации не для галочки, а чтобы реально было круто, полезно и важно. Например, один из проектов посвятили волонтерам. Узнали, как можно помочь. Обращались в различные фонды и объединения: «Старость в радость», «Ты дома», «Лапа», «ЛизаАлерт». Было приятно затрагивать такую большую журналистику.  Тем более рассказывать про НКО всегда трудно. Люди боятся помогать, боятся давать деньги, боятся, что их обманут. Но мы меняли негативную повестку на позитивную, и это получалось. Параллельно у меня были и другие проекты, например, я работала с самарской группой «VLNY».

А еще советую обращать внимание на рекламу, изучать медиа, анализировать, как продвигают проекты в других регионах, да и просто смотреть вокруг. Сейчас много баннеров. Иногда, конечно, они некачественные, особенно в Самаре, но можно встретить достойные и запомнить их оформление и дизайн.  Круто еще найти бесплатные курсы или писать посты для себя — это может стать хорошим кейсом. 

Как  анализировать аудиторию

Если клиент не знает аудиторию, то придется анализировать сммщику. Например, заказчик — владелец кофейни. Определяем месторасположение: ага, возле университета, значит, в нее ходят студенты. А какие? Можно прийти в кофейню и посидеть там час, оценить посетителей. А можно спарсить аудиторию у конкурентов. Есть специальные сервисы, которые собирают подписчиков похожих групп. Я так делала с форумом iВолга. Люди вступают в паблики молодежных фестивалей по всей России, значит, думают, куда поехать. Им можно показать и наш форум, он тоже неплохой. И самый простой способ составить портрет аудитории — посмотреть в статистике аккаунта возраст, пол, локацию. 

Где искать первых клиентов

На сайтах с вакансиями, а вообще отличная тема — стажировки: «Яндекс», Skyeng. Им требуются джуниор-специалисты, выполняющие базовые задания. Оплата минимальная, но опыт хороший. Можно вести свой блог, писать на странице, развивать телеграм-канал, самому себе стать брендом. Если твоя идея вызовет интерес, то можно добавлять ее в портфолио. 

«Люди постоянно требуют что-то новое»: как сммщику справиться с «информационным ожирением» и что он для этого делает

Как понять, что клиент проблемный 

Когда клиент не ценит работу фрилансеров, а отношения строятся по принципу: принеси-подай. Или когда много требований. Как-то мне предложили работать с сетью ресторанов грузинской кухни, но сначала попросили выполнить огромное тестовое задание: сделать мозаику для инстаграма, оформить профиль, составить контент-план на неделю и визуал. Я ответственно подошла и работала несколько дней. Хотелось выделиться, глупая такая! Менеджеру понравился результат, поэтому он отправил его начальству… День молчит, два, три. Не выдержала, написала первая. И после слов: «Извините, вы нам не подходите», — понимаю, что меня обманули! Взяли мою работу и слились. Обидно, неприятно. Поэтому советую просить минимальную оплату, потому что это время, силы и труд. 

А вообще стоп-сигнал — вопрос клиента: «Сколько вы нам принесете прибыли?» Сммщик — не про прибыль, он про клиентов, а прибылью занимается отдел продаж. Я могу заинтересовать и вовлечь аудиторию, поэтому не надо мою зарплату высчитывать из количества проданных чашек, моя зарплата — это количество людей, которые нажали на публикацию. А еще выбешивают правки, особенно когда их много и они не фактические. Бывает, запаришься над каким-нибудь постом, а клиент не может определиться и исправляет по 500 раз. Многие дизайнеры, кстати, хорошо решили эту проблему: каждая правка 100 рублей, если их больше трех. И представьте, всех сразу стало все устраивать. 

А еще плохие клиенты — жадные клиенты: «Здравствуй, бюджет небольшой, на таргет денег нет, на дизайнера тоже, ни на что нет, но продажи нужны». А как же на меня тогда деньги нашли? Непонятно. Бывают и такие клиенты: у нас есть инстаграм, вк, но еще мы хотим телеграм, тикток, Яндекс.Дзен, рассылку по почте и еще что-нибудь. Хороший и качественный продукт нужно делать поэтапно, а не дублировать его на всех площадках, тем более у каждой свой специфика.

В какое время лучше постить публикации

Сммщики часто спорят, в какое время лучше публиковать: с утра, вечером, ночью. Думаю, разницы нет. Но желательно не ставить круглое число. Например, выкладывать в 17:09, потому что на 17:00 многие уже запланировали посты. 

Если контент не зашел, как быть

Ориентироваться нужно не только на аудиторию, но и на себя. Если сммщик понимает, что материал крутой и сделан качественно, да и коллеги заценили, значит, выпустил не в то время либо аудитория была холодной. Когда долго ничего не выкладываешь — подписчики остывают, частота постинга очень важна. Аудиторию легко обидеть, молчанием в том числе. Тем более сейчас ей есть куда идти — конкуренция большая. Поэтому советую проанализировать «неудачный пост», если он и правда плохой — удалить, а если нет, то можно переупаковать: сделать другую подводку или выложить в другое время. Но если со стороны аудитории негатив, то исправить ситуацию можно только извинением или официальным представлением позиции. 

Частые ошибки сммщиков

Важно писать доступно и понятно. Обычно начинающие специалисты пытаются «извернуться» и сразу вывалить все свои знания: «Смотрите, какой я крутой». Нет, так не работает. Нужно разговаривать с аудиторией, как с друзьями. Люди должны понимать, что ты им предлагаешь, они такие же простые, как и ты. Не надо делать что-то сложное, это пугает, а что пугает — не продается. Кроме того, бесит, когда ставят в постах 50 смайликов, 50 хештегов и никакой конкретики. Людям нужно осознанное медиа. 

Почему сммщиков много, а успешных мало

Есть много людей, готовых платить маленькую сумму, и много ребят, готовых работать за эти деньги. Опытным сммщикам не надо соглашаться на плохие условия, так они подставляют коллег. А еще хороший специалист разбирается в продукте, он копает глубже. Это же так трудно — заинтересовать какого-то инженера Виталия, который не разбирается в программировании. А сммщик должен. 

Многие фрилансеры не смотрят статистику, не анализируют, халатно относятся к работе. А бывает, наберут 10 клиентов за 5000 рублей, а потом зашиваются и выгорают. Там уже не думаешь о креативе, идеях, анализе — лишь бы контент-план выполнить. А кто-то работает с одним клиентом за 70 000 и делает это качественно. 

Лайфхаки сммщика

Если нет дизайнера, то можно работать с готовыми шаблонами — просто скачать из интернета. Одним щелчком подставить фотографию, изменить текст, цвет, шрифт — визуал готов. Даже если говорят, что копировать плохо, то в SMM это нормально. Мы не изобретаем велосипед. Даже если повторяем, все равно не получится также. А для получения базовых навыков об информационном тексте есть классная книга «Пиши, сокращай». После прочтения уровень написания сразу меняется. Кроме того, давайте проверять свой текст другу, коллеге, бабушке. Как бы круто ни писали и как бы ни были уверены в себе, глаз может «замылиться», поэтому нужен взгляд со стороны. А чтобы не совершать глупейшие грамматические ошибки, необходимо прогонять текст хотя бы в ворде. Еще есть отличный сервис «Главред». Он убирает воду из текста. Важно пользоваться гиперссылками и уметь их сокращать — это хороший тон в SMM. Необходима и насмотренность — сохраняйте понравившиеся посты, референсы — не пожалеете. А еще не советую использовать в посте больше трех эмоджи, если только этого не требует структура текста. 

Фотографии предоставлены героиней публикации

Предыдущий материал о digital-профессиях: «Если тебя нет в истории инстаграма, значит нет в жизни»: кому и зачем нужен сторисмейкер

«Люди постоянно требуют что-то новое»: как сммщику справиться с «информационным ожирением» и что он для этого делает

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации