19.10.2021
Соня Гапенко хотела стать блогером, а стала сторисмейкером. Трехмесячный курс она изучила за 3 дня. Как освоить эту профессию, почему не все фрилансеры успешные и сколько нужно пилить историй в инстаграме, узнала “Самарская газета”.
Изначально сторисмейкинг — это оформление и монтаж историй в инстаграме. Смысл этих публикаций придумывал нанятый клиентом контентмейкер. Сейчас произошла диффузия профессий и теперь сторисмейкер выполняет и функции контентмейкера, то есть делает посты и истории содержательными. Эпоха крутого монтажа прошла, началась эпоха смыслов, эпоха простой жизни.
Истории — это то, что подписчики смотрят ежедневно. Если тебя нет в сторис, значит нет в жизни. Сторисмейкер необходим, экспертам, которые не умеют работать с контентом или нет на это времени и сил. Лучше тратить деньги на идеи, а не на оформление инстаграма. Нужен личный бренд, доверие аудитории, продвижение — ищи сторисмейкера.
Работа сторисмейкера начинается с знакомства с клиентом. Он должен провести распаковку личности: узнать о возможных продуктах, экспертности человека, его жизни. Затем необходимо проанализировать аудиторию заказчика и аудиторию конкурентов. После составляется контент-план. Он состоит из историй. В них необходимо показать ценности и жизненные проблемы клиента: взлеты и падения, потому что люди покупают у людей, а не у чего-то безличного. Сейчас никто не верит в “успешный успех”, всем нужны фейлы, реальная жизнь и реальные проблемы. Играть не надо, да и какой смысл? Обмануть все равно не получится. Может, кто-то так и делает, но долго у таких блогеров не задерживаются, это неинтересно.
Бывает два типа клиента: первым нужно прописывать каждое слово, действие, проговаривать с какого ракурса снять и с каким светом; вторые — более самостоятельные, сторисмейкеры тезисно проговаривают им структуру видео для сторис. Но сейчас клишированные и заученные публикации уходят, наступает эра живого контента.
Но все зависит от клиента. У меня только один постоянный, с которым я работаю больше года. А обычно заказчики приходящие-уходящие. Им нужны сторисмейкеры для проектов на прогревы: период перед продажей инфопродукта. Это быстрые деньги, но вкладываться нужно по максимуму. В прогреве нужны триггеры: ярлыки, которые помогают приблизить человека к покупке. Например, время (осталось 24 часа до закрытия продаж), лимитированная коллекция, ограниченное количество мест, проблемно-ценностные ориентиры и т.д. То есть я: раскрываю личность, экспертность, продукт, накладываю триггеры, создаю сторителлинги.
Сторисмейкер не продвигает аккаунт, он занимается контентом для подписчиков, а чтобы подписались нужно нанять продюсера который соберет команду и поможет привлечь аудиторию. Продвижение должно идти в комплексе: и контент, и реклама, иначе, на что люди будут подписываться?
Я отслеживаю статистику в инстаграме, для этого нужно перевести профиль в бизнес-аккаунт. Важные параметры: ответы, охват, переход по профилю, переход по ссылке, досматриваемость, также я мониторю директ. Если результаты плохие, то нужно тестировать другие гипотезы, а не расстраиваться и удалять истории.
В среднем, 10-15 % от количества подписчиков, но эти цифры постоянно варьируются. А заставить аудиторию ответить на историю еще сложнее. Нужно очень постараться — и то процент всегда будет маленький.
Иногда бывает застой — не знаю, что выложить, да и клиент теряется. Это нормально. В такие моменты я говорю — снимайте, что хотите и присылайте мне. В процессе я раскручиваю сюжет, накладываю в обычную жизнь смыслы, хотя заказчик мог и не предполагать, что так можно сделать. Приходится оперативно включаться в жизнь клиента и подстраиваться под его действия.
Важен интерактив: диалог с аудиторией. Но вообще нет рецептов успешного контента в инстаграме. Все интуитивно. Чувствуешь, нужно спросить подписчиков — спрашиваешь, чувствуешь необходимость интерактива — делаешь. Например, я не прописываю заранее контент-план на несколько дней. Работаю здесь и сейчас и подстраиваюсь под то, что прислал клиент.
Разнообразный, желательно в формате инфотейнмента. Важно знать аудиторию и интересы клиента. Чем сложнее сейчас контент, тем больше он отталкивает — люди устали думать. Сейчас работает простой человеческий формат.
Задайте себе вопрос: сколько историй в день я смогу просмотреть? 30 — сложно, а 2 — непонятно, зачем вообще вести аккаунт, если нечего выкладывать. Оптимально историй 15. В них одна мысль может быть разбита на несколько частей. Например, произошло что-то — залил скопом 4 истории и пропал на 2 часа.
Раньше считалось правильным: снимать истории каждый час с 10 утра до 10 вечера, но сейчас это опровергнуто. Можно выйти и в 3 часа дня и ничего не изменится — охваты останутся такими же. Зато посты лучше выкладывать вечером. Это связано с дневной работой. Обычно вечером люди мониторят ленту за ужином. А вообще, идеальным временем для постов, якобы, считается: 10 утра, 4 дня и 7 вечера. Не знаю. Выкладываю в любое время и особой разницы не вижу.
Должен быть микс, важно следовать не за трендами, а за актуальностью. Например, был тренд на эмоджи с лицами — его можно подхватить, а можно и нет. А актуальность — это то, что хорошо и лаконично смотрятся. Кроме того, должны быть фишки, по которым узнают работу блогера.
Начинать можно с любой ниши, все зависит от экспертности и инициативности клиента. Но нужно понимать: есть твердые ниши, а есть мягкие. И одно дело посмотреть рецепт оладий для фудблогера, а другое — изучить юриспруденцию. Например, в инвестициях за 5 минут не разберешься. А если сторисмейкер не понимает процесс, то не сможет докрутить мысль и продать продукт. Например, я работаю в маркетплейсах. Не сильно в этом разбираюсь, но базу знаю. Мне не нужно писать клиенту: а как это работает? У заказчика нет времени объяснять. И еще важный момент: должно быть интересно самому.
Как-то я работала с лайфблогером. Нужно было поднять охваты. А в ее жизни творилась неразбериха: она влюблена в парня, который женат и вроде они вместе, а вроде и нет. Я предложила зарегистрироваться на сайте знакомств и сходить на свидание. Конечно, это было подстроено, но ситуация реальная. Охваты выросли, а парень приревновал и стал активнее ухаживать. Интересным кейсом стал и мой проект про архетипы. Я сняла фильм про свой архетип — искателя. Охваты поднялись и меня даже упомянули в СМИ.
Сначала я писала в фрилансерские чаты, спрашивала у друзей, но в итоге первого клиента мне отдала знакомая из проекта, у нее их было много. А потом заказчики находили меня сами — по “сарафанке”.
Обычно договоры не составляются, поэтому обмануть легко. Лучше работать по предоплате с новыми клиентами. Как-то я продвигалась по бартеру — сняла урок, а мне отвечают, что не могут смонтировать. В итоге я монтировала его сама, а взамен даже “спасибо” не получила, какая уж там реклама.
Нежелание работать и изучать профессию. Как-то я занималась проектом, совместно с другим фрилансером. Он не понимал, что делать, как формировать контент. То есть большой ошибкой был сам сторисмейкер. Если не разбираешься — иди и разберись. Сторисмейкер должен быть грамотным, правильно формулировать речь, красиво оформлять. Например, предлоги в историях нужно переносить на новую строку, не вставлять символы сверху и снизу — их перекроет плашка с никнеймом и окно для директа, а также необходимо оставлять воздух, делать текст читабельным. Нужны
элементарные знания дизайна. Кроме того, у личного бренда должна быть своя палитра узнаваемости, поэтому важно оформлять сторис 2-3 постоянными цветами.
Секрет успеха в том, чтобы полностью погружаться в проект. Сначала результатов не будет и это нормально. Главное не бросать это дело и идти дальше, обращаться к наставникам, быть открытым и трудолюбивым.
Обычно отвечаю так: набери в поисковике инстаграма любую нишу фрилансера и выбирай. Нужно изучить контент спикера, узнать насколько он экспертен, читать отзывы, кейсы, смотреть на прогрев. Если свой блог он ведет плохо, тогда чему он сможет научить аудиторию?
Начинающим специалистам нормально 15 000 в месяц. Но это индивидуально. Все зависит от интенсивности, времени, навыков. Бывает в день уделяешь сторисмейкерству час, а бывает и в душ с телефоном ходишь. Везде разные деньги. Но нужно оценивать свой труд по способностям.
Выходные у меня раз в 2-3 месяца. Отпуска за год не было ни разу. Потому что контент идет каждый день, нельзя отвлекаться, особенно, если продажи постоянные. Как-то я была на адаптационном выезде. Интернет не ловил совсем. А клиент в Америке и каждые его 5 минут это: “Смотрите, что здесь!”. Пришлось выкладывать самому, не могла же я залезть на березу и грузить час одну историю.
Необязательно. Есть понятия: специалист и эксперт. Первый предоставляет свои услуги клиенту и делает это качественно. Но ему необязательно быть медийным, зачастую таких людей находят “по сарафанке”. А эксперт продает свои знания. Он преисполнился в специализации и уже не хочет выполнять мелкие задачи, а передает их другим. Такому фрилансеру уже нужна медийность.
Плюсы: возможность работать где угодно и когда угодно. Минусы: ты должен работать когда угодно и где угодно. Вроде классно: можно заниматься параллельно, чем хочешь, но отдохнуть не получится. Потому что контент идет 24/7 и неважно на Эвересте ты или лежишь с короной. А если расслабляешься в баре и находишься не в состоянии, то нужно прийти в состояние.
А еще важно всегда быть на связи, быстро отвечать, становиться гибким в форс-мажорных ситуациях, быстро находить решения проблем и подходить ко всему с креативом.
Фотографии представлены героем материала
Страничка истории
«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.
С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.
Новости
Новости
Новости
Комментарии
0 комментариев