Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

22.10.2021

8107

Автор:

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

Фэнтези — жанр литературы, описывающий придуманные миры и существ, опираясь не на науку (в отличие от научной фантастики), а на фольклор — сказки и (в основном) эпос. Широкая известность к нему пришла в середине прошлого века после публикации сочинений Джона Р.Р. Толкина, и с тех пор он остается одним из наиболее популярных и востребованных как в литературе, так и в кино и компьютерных играх.

Литературоведы в стремлении «докопаться до глубин» находят элементы фэнтези в древних эпосах, начиная с «Гильгамеша». Однако по ключевому признаку — верили ли сами авторы в то, что описываемый ими «иной мир» реален, ведь если да, то это уже литература «немного других жанров» — планку отодвигают к анонимному «Сэру Гавейну и Зеленому Рыцарю» XV века и «Сну в летнюю ночь» Шекспира (XVI век). Наиболее же трезвомыслящие специалисты первыми романами-фэнтези считают «Короля Золотой реки» Джона Раскина (1841 год) и «Принцессу и гоблина» Джорджа Макдональда (1858 год, первое сочинение в жанре не для детей, а для взрослых). Мы же предлагаем вам список из самых известных и издаваемых (до сих пор) авторов фэнтези (по хронологии).

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

Уильям Моррис (1834-1896)

Первый автор сочинений о «придуманном прошлом», ставших популярными — ими зачитывался сам Толкин, называя в числе тех, которые повлияли на его творчество. Моррис был человеком разных талантов и увлечений — художником (входил в знаменитое «братство прерафаэлитов»), поэтом, переводчиком, искусствоведом, издателем и даже социалистом (в СССР очень любили его утопический роман «Вести ниоткуда», описывающий жизнь идеального социалистического общества). Но «пережили время» только его картины, да романы в жанре фэнтази.

Наиболее интересный и значительный из них — «Сказание о доме Вольфингов». Одним из первых Моррис обращается к германско-скандинавскому фольклору как к источнику вдохновения. Он описывает некое идеальное древнее германское племя, мужественных воинов, охотников и земледельцев, на которое нападают «смуглые южане», в чертах которых легко угадываются имперские римляне. Отважные «древнегерманцы» дают врагам отпор, охраняя «родную землю, кровь и почву» и свой патриархальный уклад жизни от «разлагающего влияния больших городов». Примыкает к этому роману и другой — «Корни гор», который рассказывает, как столетия спустя потомки Вольфингов защищают «мир и покой на всей Земле» от вторжения «желтолицых варваров» (очень похожих на гуннов). Отличительная черта стиля Морриса — внешняя бесстрастность и «ровность», придающее содержанию дополнительную напряженность.

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

Джон Роналд Руэл Толкин (1892-1973)

И всё-таки: мы говорим Толкин — подразумеваем фэнтези, мы говорим фэнтези — подразумеваем Толкин. Профессор филологии и завкафедрой англосаксонского языка Оксфордского университета всю жизнь изучал европейскую эпическую традицию, и результатами этих штудий стали его книги, «прорубившие окно» для сочинений о «выдуманных мирах прошлого» в высокую литературу (Толкина даже считают основателем жанра «высокое фэнтези»). Хотя началось всё с «чисто детской» сказки «Хоббит, или Туда и обратно», рассказанной сыну, которую друзья и знакомые убедили в 1937 году снести в издательство.

Миллионы английских детей и даже взрослых требовали продолжения, но у Профессора были только груды неоконченных черновиков, подражавших английскому, валлийскому и скандинавскому эпосу. И потому «Властелин колец» (написанный как целое произведение и разделенный на три части уже в издательстве), появившийся в 1955 году, получился в другом, еще незнакомом и непонятном читателям жанре «героической эпопеи про странных существ». Однако популярность этой книги была так велика, что «повестью о войне хоббитов, эльфов, гномов и людей против орков, людей и драконов» до сих пор зачитываются миллионы. Популярность «ВК» была (и остается) так велика, что уже после смерти Толкина его сын Кристофер выпустил в 1977 году «доработанные» черновики «предыстории мира Средиземья», названные «Сильмариллион».

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

Клайв Стейплз Льюис (1898-1963)

Близкий друг и соратник Толкина, Льюис родился и вырос в Ирландии, и потому в его книгах, в отличие от Профессора, меньше «скандинавщины» и больше «кельтовщины», отсылок к античным сюжетам и образам, а также христианских мотивов. Льюис «пришел» к вере уже в сознательном возрасте и затем всю жизнь «горел пылом» новообращенного, прославившись, например, передачами на религиозную тематику в эфире радио ВВС во время Второй мировой войны. И хотя обращение его состоялось под влиянием Толкина (не до конца — Профессор был католиком, а друг его вернулся в англиканскую церковь), именно он много и упорно писал о христианстве (тогда как у Толкина эти темы и мотивы лишь «присутствуют на заднем плане»).

Из всего им написанного пережили время семь небольших (они все помещаются в один том) романов Льюиса о волшебной стране, куда спасающиеся от ужасов Второй мировой войны дети попадают, пройдя сквозь платяной шкаф — «Хроники Нарнии». Фишка этого мира — «говорящие звери», которые «совсем как люди», так что с зайцами, бобрами или львами можно вести диалоги, разговоры и дискуссии о чем угодно. Также нарнийцы постоянно враждуют с другими народами — тархистанцами (списанными с мусульман) и тельмаринами (фанатиками, похожими на европейские рыцарские ордена). И обычным английским детям предстоит стать эпическими героями, чтобы спасти своих новых друзей от самых разнообразных напастей…

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

 Роберт Ирвин Говард (правильнее Ховард, 1906-1936)

Проживший короткую жизнь (он застрелился в возрасте всего 30 лет, не пережив смерть матери), Ховард работал с поистине графоманской скоростью, написав огромное количество рассказов, повестей и даже несколько романов — а еще больше вышло после его смерти «по черновикам и в соавторстве». Интересы его также были разнообразны — будучи большим другом Лавкрафта, он тоже писал в жанре хоррор, а также детективы, вестерны, исторические и спортивные рассказы (о боксерах). Но сегодня его помнят исключительно как автора фэнтези — многие вообще утверждают, что именно он создал это направление литературы.

На самом деле, Ховард — начинатель «коммерческого фэнтези», причем в жанре «меча и магии». Главное его достижение — цикл рассказов (и одна повесть) о варваре Конане, жившем в вымышленной Хайборийской эре (между 20 000 и 9500 годами до н.э.) и побеждавшем врагов с помощью больших мускулов и огромного меча. Всемирно прославили этого героя фильмы 1980-х годов, в которых «взошла звезда» Арнольда Шварценеггера. Именно после этих картин поток «романов о мускулистых варварах» от самых разных авторов затопил прилавки, и не прекращается до сих пор. Впрочем, у Ирвина есть и другие фэнтезийные циклы — о кельтском вожде Кулле, борце с нечистью Соломоне Кейне, помнящем все свои прошлые жизни Джеймсе Эллисоне и пр.

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

 Урсула Крёбер Ле Гуин (1929-2018)

Если за лавры «начинателя фэнтези» спорят Моррис, Толкин и Ховард (в основном, конечно, их фанаты), то пальмовая ветвь «первой в мире писательницы фэнтези» без конкуренции достается Урсуле Ле Гуин. Хотя она больше писала научной фантастики — о «космическом будущем», так что и в этом жанре считается классиком. Однако цикл романов «Земноморье», писавшийся с 1964 по 2001 год — целиком и на 100% фэнтези.

Мир Земноморья представляет собой архипелаг, состоящий из множества островов, населенных людьми, а также различными мифологическими существами (например, драконами). Тут действует магия Истинной речи: у каждого предмета в реальности есть подлинное имя, зная которое, маг может управлять им. На Западе живут драконы, на Востоке — карги (варвары без магии), на Юге — народ, который круглый год плавает в море на огромных плотах и только раз в году сходит на землю. За Северным Пределом, возможно, находится огромный материк, но жителям Земноморья об этом точно не известно…

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

Теренс (Терри) Дэвид Джон Пратчетт (1948-2015)

До Пратчетта фэнтези был суровым жанром — герои сражались со вселенским злом, файерболы и мечи мелькали в ночи, магия творила чудеса… А он первым решил, что даже в придуманных мирах должны быть пародия, сатира и юмор — потому что там, где их нет, жизнь просто невозможна. Причем не «шутки как изюм в булке», и даже не ирония, чего в достаточном количестве имелось в произведениях прочих авторов, а именно тотальный стёб на грани (а то и за гранью) сарказма. Хотя свой жанр писатель нашел не сразу — сперва он отчаянно пробовал писать «смешную научную фантастику», но продажи не шли… Так в 1983 году появился «Цвет волшебства» — первый роман из цикла «Плоский мир», в который до смерти автора войдут еще 40 романов, пять рассказов, четыре атласа карт, четыре «научные» книги и девять «других».

«Плоский мир» появился как откровенная пародия на тогдашний фэнтези. Он на самом деле плоский — огромный диск лежит на спине гигантской черепахи, летящей в космосе, и с его края на самом деле можно упасть, если подплыть слишком близко. Столица Плоского мира — мегаполис Анк-Морпорт, в котором расположен Незримый университет, где изучают магию… Однако всё серьезное, что ни пытаются предпринять обитатели этого причудливого мира, постоянно оборачивается трэшем, угаром, содомией или клоунадой. А герои произведений — комические городские стражники, маги-неудачники, воры-проходимцы, сама Смерть (занимающаяся пошлыми делами бренного мира) и т.п.

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

Анджей Сапковский (род. 1948)

Поляка Сапковского считают основателем «славянского» фэнтези, хотя это и не совсем верно. Впрочем, в «цикле о Рейневане» (романах «Башня шутов», «Божьи воины» и «Свет вечный») и рассказывается о средневековом польском студенте-медикусе, попадающим «в замес» Гуситских войн, причем с обязательной магией, чертовщиной и чернокнижием. Но самое известное произведение пана Анджея, «цикл о Ведьмаке» (два сборника рассказов, шесть романов и два отдельных рассказа) повествует о классическом фэнтезийном «где-то там мире», а «фольклорный материал» со стрыгами, кикиморами, варгами и вихтами вполне уживается с привычными эльфами, дриадами, драконами, королевствами рыцарей, империей мрачных варваров-завоевателей и пр. (Хотя его гномы-краснолюды — очень «смачно-оригинальный» народ злых на язык, скорых на расправу, но славных малых.) Причем варвары-нильфгаардцы — одновременно похожи на монголо-татар, османов, «псов-рыцарей», армию Наполеона и вермахт, а «в иносказательном смысле» описана даже битва при Ватерлоо (которая одновременно «неуловима смахивает» и на сражение у Грюнвальда).

Главный герой цикла — ведьмак Геральт из Ривии, человек, которого с помощью долгих тренировок и «отравления медикаментами» сделали супер-воином, способным истреблять разнообразную нечисть. Он одинок (как все ведьмаки — их тоже считают выродками и монстрами), но внезапно находит свое «предназначение» (это долго объяснять — лучше читайте) в маленькой принцессе Цирилле (Цири). Их «злоключения» на фоне «вселенского апокалипсиса», порожденного нашествием нильфгаардцев, и описаны в сочинениях цикла. С 2018 года «Нетфликс» снимает по мотивам этих книг, а также успешной компьютерной игры на их основе, культовый сериал.

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

 Джордж Реймонд Ричард Мартин (род. 1948)

Из всех «классиков фэнтези» Мартин — самый, пожалуй, неоднозначный. Примерно половина фанатов считает, что он «убил жанр», другая уверена, что «открыл новые недосягаемые горизонты». Причем, как обычно, оба этих мнения зависят лишь от того, на какую половину стакана люди смотрят… Настоящая популярность пришла к нему уже в старости — в 2012 году, когда НВО начал выпускать ставший культовым для всех фанатов фэнтези сериал «Игра престолов», снятый по циклу книг «Песнь льда и пламени». Также он раздражает поклонников своей «черепаховостью» — сериал давно (в 2019 году) закончился, а цикл, по которому он снят, пока нет — шестой роман «Ветра зимы» всё еще «будет опубликован во второй половине 2021 года», но и это будет «не конец».

Что же такого «открыл» Мартин? Оригинальностью его мир не отличается — это почти детально воспроизведенное средневековье, с рыцарями, королями, торговыми республиками, заморскими султанатами, а «концепция фабулы сюжета» взята с Войны алой и белой розы. Добавлены разве что драконы и «белые ходоки» — на самом деле, чуть видоизмененные под «арктический вариант» зомби. Ново то, что в жанр изначально героический автор «привнес» кровь, грязь, секс и смерть. «Не бойтесь убивать героев», — откровенно советует Мартин начинающим писателям и сам твердо следует этому правилу. Из сотен персонажей своей саги автор не расправляется только с пятью-шестью счастливчиками — остальные, как благородные герои, завоевывающие симпатии читателей, так и отвратительные негодяи, гибнут в каждом романе буквально «пачками». Фанаты считают, что «это жизнь», те же, кому такой подход не нравится, замечают, что «кровь и сиськи» изначально и были тем, от чего жанр фэнтези людей отвлекал, предлагая сосредоточиться «на высоком»… Кто прав, кто не прав?

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

Сюзанна Кларк (род. 1959)

Сюзанна Кларк во многом уникальна. Во-первых, она создала всего два романа и один цикл рассказов, но вполне уверенно считается классиком (это долгая и грустная история, почему так мало, но есть надежда на счастливый финал — роман «Пиранези» наконец вышел в 2020 году после 14 лет молчания). Во-вторых, она «сломала шаблон» — до нее все классики в качестве бытового фона своих произведений использовали средневековье (ну, кроме, разве, Ховарда — у него вообще «доисторические времена»), что логично, ибо эпос как основная «питательная среда» жанра возник именно тогда. Кларк же выбрала неожиданное время — известное в Англии как Эпоха регентства, а всему прочему миру как Наполеоновское войны. Именно в начале XIX века действуют все персонажи ее романа «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». В 2015 году ВВС снял одноименный сериал, и фанаты по всему миру требовали продолжения — которого в природе нет…

По сюжету романа в Англии всегда была магия (и эльфы), но именно к началу XIX века она «ушла» — остались лишь «теоретические труды» и общества «знатоков текстов», которые перетряхивают мертвые фразы. Но внезапно появляется человек, «который на самом деле возродил древнее искусство» — мистер Норрелл. Правда, он желчный, нелюдимый и во многом, как оказывается, неприятный, но только он может помочь, например, укрыть туманом побережье страны, чтобы коварные французы не смогли высадиться. Его знания — плод долгих штудий и кропотливых занятий, и тем глубже он уязвлен фактом, что почти сразу появляется «великий самоучка» Джонатан Стрендж, который «может ярче и сочнее», не особо чему-то обучаясь — например, обеспечить победу в Испании войскам лорда Веллингтона. Впрочем, двум единственным магам в Англии просто судьба стать соратниками, вот только… Эльфы, естественно — точнее один, самый злой и противный.

Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези

Нил Ричард МакКиннон Гейман (род. 1960)

Кстати, Нил Гейман большой фанат книги Сюзанны Кларк — он назвал его «лучшим английским фантастическим романом, написанным за последние 70 лет». Сам же он начинал как журналист, сценарист и автор комиксов (ой, пардон-пардон — графических романов). Известность же как писателю ему принес роман «Благие знамения», написанный совместно с еще одним «корифеем жанра» — Терри Пратчеттом, про то, как ангел и демон спасают мир от Апокалипсиса, потому что им слишком нравится жить на Земле (в позапрошлом году экранизирован одноименным мини-сериалом). Всего же в жанре фэнтези у него пока пять романов — помимо «Благих знамений», это «Никогде» (или «Задверье» — в жанре «городского фэнтези», экранизирован как мини-сериал в 1996 году), «Американские боги», «Звездная пыль» (экранизирован в 2007 году) и «Сыновья Ананси» (продолжение сеттинга «Американских богов»).

«Американские боги» — сага о том, как некий простой американский парень со странным именем Тень Лун (Shadow Moon) после смерти жены и ее любовника нанимается в услужение некоему мистеру Среде. Который чем дальше, тем больше оказывается древним скандинавским богом Одином. Как и многие боги других народов, он перебрался в Америку, но утратил большую часть сил после того, как исчезли его поклонники. Теперь им противостоят «боги нового мира», такие как Техно-Мальчик, Медия, мистер Мир (который на поверку оказывается «старым» Локи, антагонистом Одина). Теперь Среда собирает «старых богов» на битву с «новыми»… В 2017-2021 годах роман экранизирован как сериал, первый сезон был хорошо принят зрителями и критиками, однако два других не задались, и шоу закрыли.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Читайте также:

Стиль жизни

Как отметить Пасху с семьей

Рассказываем про традиции, делаем пасхальный венок и украшаем необычно яйца

Комментарии

7 комментария

Алексей

У Робин Хобб наряду с довольно традиционным средневековым миром в «Саге о шуте и убийце» есть неожиданная трилогия » Сын солдата», фэнтези на базе США XIX века. Первая книга так почти целиком разворачивается в декорациях тогдашнего Вест-Пойнта, живописуя курсантские разборки.

09.11.2021 в 20:58

Иван

У Пратчетта Смерть мужского рода. А в материале об «Американских богах» сплошные спойлеры. Обидно за будущих читателей

24.10.2021 в 20:32

Аноним

А где же «Врата войны»?

24.10.2021 в 15:05

Дмитрий

А также Терри Гудкайнд и серия мечь истины. Кинематограф не обошёл стороной это произведение, снят сериал. Сама серия написана для любителей всей полноты жанра фэнтези, есть и любовная линия и жестокость а также личностное развитие персонажа, что ещё нужно от фентези.

24.10.2021 в 01:08

Дмитрий

А также Терри Гудкайнд и серия мест истины. Кинематограф не обошёл стороной это произведение, снят сериал. Сама серия написана для любителей всей полноты жанра фэнтези, есть и любовная линия и жестокость а также личностное развитие персонажа, что ещё нужно от фентези.

24.10.2021 в 01:08

Дмитрий

Жаль что в статье не упоминули Роберта Джордана, и цикл колесо времени, что отличает его произведение от произведений коллег, так это несколько главных героев завязаные на одной истории и повороты сюжета которые тяжело предугадать. Свой собственный мир и обитатели со своими традициями основанными на реально существующих традициях народов этой планеты.

24.10.2021 в 01:04

Иван

А Ле Гуин? А Желязны?

23.10.2021 в 22:29

Комментарий появится после модерации