Провинциальный мюзикл. «Безымянную звезду» показали на «Волге театральной»

04.10.2021

569

Автор:

Провинциальный мюзикл. «Безымянную звезду» показали на «Волге театральной»

На этих выходных триумфом самарских театров завершился фестиваль «Волга театральная». В его рамках показывали спектакль «Безымянная звезда» театра «Мастерская».

Премьера «Безымянной звезды» по одноименной пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна состоялась в прошлом году. Для работы режиссер-постановщик спектакля Александр Мальцев брал не только перевод, но и оригинал текста пьесы. Пользовался гугл-переводчиком для румынского языка, уточнял значение фраз. Кроме того, он выступил как автор песенных дуэтов и сольных номеров, в которые были переделаны диалоги и монологи. Аранжировки к его музыке создали композиторы Василий Тонковидов и Иван Пилюкшин. Вокалом с артистами занималась Александра Шнейдер.

Провинциальный мюзикл. «Безымянную звезду» показали на «Волге театральной»

Постановщик не обращался к киносценарию. Меланхоличный и романтический фильм Михаила Казакова сильно отличается от пьесы. Михаил Себастиан написал ее в 1943 году — в разгар Второй мировой войны. Отголоски европейского концлагеря по мнению Александра Мальцева можно увидеть в образе маленького закрытого городка, в котором происходит действие. В тексте есть фраза, когда мадемуазель Ку-ку ловит ученицу и спрашивает: «Где твой номер?» «Потеряла». «Какой у тебя номер?» «218». Чувство между героями возникает в этой мрачной атмосфере.

Художники-постановщики Юлия и Сергей Гореловы ориентировались на своеобразные «индустриально-дикие» пейзажи. В разных уголках России можно встретить заброшенные остановки, которыми уже давно не пользуются. Они прорастают бурьяном, деревьями. Центральным для спектакля является образ застрявшего поезда, который местное население уже частично растащило, частично обжило. Декорация — это условный паровоз, в котором находится и квартира учителя Мирою, и вокзал. Застрявшая во времени, заброшенная и никому не нужная «капсула».

Провинциальный мюзикл. «Безымянную звезду» показали на «Волге театральной»

Пьеса Михаила Себастьяна требует психологического реализма. Но самарские постановщики выбрали музыкальный жанр, в котором все более наглядно, ярко, остро. В пьесе раскрывается много тем: о свободе и несвободе, о мечте и ее отсутствии. Безымянная звезда — символ любви, к которой все стремятся и хотят познать. Ее не видно — она там, за Алголом, но мы точно знаем, что она есть. Еще одна тема — рациональность. Если у тебя есть мечта и ты хочешь идти за ней, потребуются силы. У Моны их не оказалось, чтобы остаться с Миройю. Она предает свое счастье и саму себя, выбирая комфортную жизнь с Григом.

Есть и тема надежды. Мона произносит: «Я все равно к тебе приду. Однажды в воскресенье. Жди меня». Она говорит о том, что когда-нибудь к нему вновь придет это светлое чувство — любовь. Это добавляет происходящему эпичности и многоплановости.

О чем история?

Пьеса «Безымянная звезда» рассказывает о неожиданной встрече учителя астрономии маленького провинциального городка с загадочной прекрасной незнакомкой из столицы, которую за безбилетный проезд высадили на станции этого захолустья. На ней дорогое платье, но в сумочке — лишь духи и фишки из казино. На нем поношенный костюм и древние ботинки, поскольку все заработанные деньги он тратит на книги. Они словно живут в параллельных мирах. Возможно, они были созданы друг для друга, но, как известно, «ни одна звезда не отклоняется от своего пути».

Полная неожиданностей история внезапно вспыхнувшей любви балансирует между комедией и драмой, между лирикой и фарсом, смехом и слезами. Герои пытаются разрешить простые и одновременно необыкновенно сложные вопросы, которые себе задает каждый: возможно ли счастье, можно ли ради любви резко изменить привычный уклад своей жизни.

Александр Мальцев, режиссер-постановщик спектакля «Безымянная звезда»

— Я немного подстраховался, обозначив жанр «провинциальный мюзикл». Значит, если вдруг что-то пойдет не так, не судите строго.

История «Безымянной звезды» для меня началась давно. Впервые я обратился к этой пьесе, когда только стал педагогом в институте культуры. И с моим самым первым курсом в 2002 году мы пробовали ее ставить. «Безымянная звезда» меня зацепила. В ней интересные персонажи, искорки идеализма, интересный сюжет про сбежавшую из казино «золушку» и учителя-недотепу, который открыл звезду. Марин выпадает из окружающего общества. Почему его все клюют? Потому что он свободен. Горожане живут сплетнями и подглядывают даже во сне. А у него есть своя цель, мечта. «Безымянная звезда» сегодня, когда мы все забыли, что такое романтика, очень актуальна. Мона говорит: «Покажите мне Большую Медведицу, я ее ни разу не видела». Марьин удивляется: «Как это?» А она отвечает: «У меня нет времени». Мы сейчас живем в период, когда у нас нет времени посмотреть на Большую Медведицу. У Грига — ее содержателя — тоже есть замечательная фраза: «На счастье надо время. А у нас его слишком мало даже для того, чтобы хорошо жить». Фразы очень сегодняшние. В нашей эпохе нет ни рыцарей, ни романтики. Так же как нам не хватает героизма. Об этом мой спектакль «Д’Артаньян». Чтобы ради любимой, за подвесками — море переплыть. Безымянная звезда — символ того, что мы теряем. В погоне за хорошей жизнью. Хотелось сделать добрый, романтичный, сентиментальный спектакль.

Мы смогли себе позволить сшить красивые костюмы — спектакль сделан в рамках проекта «Культура малой родины». Художник по костюмам — Мария Казак. Мы много с ней работали, и мне очень нравится, что она не просто одевает людей, а ищет концепцию. Мы решили немного поиграть в ретро и взяли за основу 30-е годы — яркие, красивые. Она придумала интересные элементы — завязки-путы. Получается отсылка и к психбольнице, и к несвободе. Мария выдерживает исторические рамки нарядов и вплетает в них художественный образ. Работы было много — в спектакле занята вся труппа. Кстати, один из главных сюрпризов спектакля: роль мадемуазель Куку исполнит художественный руководитель театра «Мастерская» Ирина Сидоренко. Она работала в музыкальных театрах, у нее есть и слух, и голос, и пластика.

Фотографии: театр «Мастерская«

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Новости

В Самарской области обсудили будущее Академии футбола имени Юрия Коноплева

В пятницу, 19 апреля, в рамках рабочей поездки в Ставропольский район губернатор Дмитрий Азаров провел совещание по развитию тольяттинской Академии футбола […]

Новости

В Самаре обновляют дорожную разметку

В Самаре после зимы приводят в порядок автодороги. В целях повышения безопасности дорожного движения наносят горизонтальную разметку. К обновлению приступили […]

Новости

В Кировском районе прошли соревнования военно-патриотической игры «Зарница 2.0»

В школе №32 19 апреля прошли соревнования муниципального этапа Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница 2.0». В нем соревнуются 20 школьных команд […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации