Выстрелы в школе. Психологи о том, что такое скулшутинг и как его предупредить

11.08.2021

6680

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Выстрелы в школе. Психологи о том, что такое скулшутинг и как его предупредить

В России об этом явлении заговорили относительно недавно. Последний громкий случай скулшутинга* произошел 11 мая 2021 года в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и педагогам. До этого вооруженные нападения в учебных заведениях происходили в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске. Вместе с экспертами «Самарская газета» разбиралась в том, что может толкнуть подростков на нарушение закона и как предотвратить такие ситуации. 

Обновлено: 2 февраля 2022 года Верховный суд признал движения «Колумбайн» или скулшутинг террористическими. Деятельность этих организаций запрещена в России.

Корни

Скулшутинг (от англ. school — школа и shoot — стрелять) — вооруженное нападение одного или нескольких учащихся на людей в учебном заведении. 

Широкое распространение явление получило в США, где оружие довольно просто получить даже несовершеннолетним. Случаи стрельбы в школах там известны с начала XX века. В 1927 году в результате массового расстрела погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С того момента сформировалась опасная тенденция: инциденты со стрельбой в образовательных учреждениях начали возникать на территории других стран. 

Первый громкий случай вооруженного нападения в России произошел в 2014 году. Ученик московской школы убил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия. Также он взял в заложники одноклассников. 

В 2018 году произошло аж два подобных инцидента за одну неделю. В Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек, в Улан-Удэ вооруженный топором школьник нанес травмы учительнице, нескольким ученикам и поджег класс. 

В прессе эти явления окрестили «субкультурой Колумбайн» — по названию школы в США, где в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Событие вызвало широкий общественный резонанс и даже легло в основу нескольких художественных фильмов — «Класс», «Слон», «Боулинг для Колумбины» и других. 

Из-за возникшей популярности у школьников-убийц появились последователи, которые стали повторять их поступки. Для такого поведения, когда кто-то подражает конкретным убийцам или самоубийцам, существует научное определение — синдром Вертера. Оно часто встречается у подростков, потому что они в большей степени подвержены влиянию, особенно находясь в негативных условиях или подавленном настроении.

Причины

Учителям и родителям важно понимать, что существуют факторы, которые способны подтолкнуть детей к преступлению. При этом, по мнению психолога и психотерапевта Алины Алиевой, совершенно ошибочно суждение о том, что влияние могут оказывать компьютерные игры или отсутствие интересов у подростка. Главное — это психологическое благополучие, о котором должен заботиться родитель. Взрослым нужно быть ответственными и внимательными.

— Причины надо искать в нас самих, — подчеркивает Алиева. — У родителей бывает искаженное представление о правильном воспитании, они направляют на ребенка слишком много агрессии, ожиданий, контроля и в итоге получают «неблагодарность» и агрессию в ответ. Что творится с человеком, который идет стрелять в своих одноклассников и учителей? Первый вариант — с ним произошло что-то совершенно ужасное: пришлось испытать физическое или психологическое насилие, пережить нечто такое, что единственным способом справиться с внутренним напряжением, с несправедливостью, с проблемой стало убийство. Второй вариант — это психопатия, при которой ребенок совершенно не чувствует эмпатии к другим. В редких случаях это биологическое нарушение, а чаще — последствие сильной психологической травмы, после которой чувствовать было настолько больно и невыносимо, что для того, чтобы не сойти с ума, выжить, психика заблокировала эмоции. Главная мысль состоит в том, что если подросток стреляет в других, то ему было очень-очень плохо, а взрослые ему не помогли.

Помимо отношений дома на ребенка сильно влияет атмосфера в школе. Унижения, травля, оскорбления могут идти не только со стороны сверстников, но и со стороны учителей. В этом случае ребенок в первую очередь ждет помощи от взрослых. А если те отвергают его, то оказывается, что помощи ждать не от кого. 

Негативное влияние на подростков оказывает и психофобия — нетерпимость и страх по отношению к душевнобольным людям, которая выражается в дискриминации тех, кто страдает психическими расстройствами.

— Бывает, что родители обесценивают чувства детей, — констатирует Алиева. — Ситуация, к сожалению, не меняется, даже когда дело доходит до депрессии, панических атак, суицидальных мыслей. Родитель говорит: «Депрессии не существует, ты просто ленишься». Я иногда работаю на горячей линии, многие подростки обращаются с подобными проблемами: насилие со стороны родителей, идеи и попытки самоубийства. Так ребенок направляет агрессию на себя. Но может направлять и на внешний мир. Задача взрослого — выяснить, что становится причиной агрессии, и в первую очередь посмотреть на себя.

Как действовать?

Психолог Олеся Курилех предлагает ввести пошаговую инструкцию для тех, кто подвергается издевательствам в школе. Ребенок в первую очередь должен обратиться за помощью. Но существуют установки, которые не позволяют сделать это. Особенно ярко они проявляются среди мальчиков, потому что в обществе до сих пор не принято, чтобы они жаловались на обидчиков: «Жалуешься, значит, ты не мужик».

— Чем больше дети будут рассказывать родителям, тем больше будет возможностей предотвратить такие ситуации, — уверена Курилех. — При этом не нужно спрашивать: «Ты что, не мог дать сдачи?» Буллинг — это машина, с которой в одиночку не справиться. Решение этой проблемы я вижу в том, что нужно вводить больше психологов и социальных педагогов, которые не просто помогают учителям заполнять документацию, а занимаются воспитательным процессом.

По словам Олеси, главная функция школьного психолога состоит не в том, чтобы протестировать ребенка и указать, какая у него успеваемость. Человек станет успешным, если гармонично развивается, если его не унижают. Мониторить нужно каждый класс, а также проводить тренинги. 

Важно понимать, что психологическая помощь порой нужна и самим учителям, так как в их профессии возможно эмоциональное выгорание. Такие состояния тоже необходимо отслеживать. К сожалению, в России все еще сохраняется стереотип о том, что за помощью к психологам обращаются только «ненормальные люди». Поэтому некоторые доводят ситуацию до накала. 

— Среди кандидатов на работу учителем нужно вести строгий отбор. Многие идут в профессию только потому, что никуда больше не поступили. Я занимаюсь профориентацией, и ко мне порой приходят молодые специалисты, которые работают учителями и при этом ненавидят детей. Таких нельзя допускать в школу, — говорит психолог.

Учитель — это призвание. Он должен обладать определенными навыками. Безусловно, он играет огромную роль в формировании будущих успешных личностей. Чтобы воспитать счастливого, гармоничного человека, нужно нести ответственность, и она в первую очередь ложится на родителей, воспитателей, учителей. Если они излучают уважение и любовь, то в такой атмосфере будет формироваться ментально здоровый ребенок.

В разных городах и районах существуют центры социальной помощи семье и детям. В Самаре работает телефон доверия 8-800-2000-122. Есть горячая линия 8-800-555-73-74, где можно получить бесплатно экстренную консультацию по психологическим вопросам.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации