Всегда на посту. Как стать инспектором ДПС

05.08.2021

1014

Автор: Лариса Дядякина

Фотограф: Владимир Пермяков

На самарских улицах несут службу 360 инспекторов ДПС. Одна из их главных задач — предупреждение и пресечение преступлений, административных правонарушений, ДТП, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспорта. Если автомобилист не пропустил пешехода на зебре или перевозил ребенка без детского удерживающего устройства, игнорировал другие требования правил, то он несет ответственность. Инспекторы по долгу службы не могут закрывать глаза на такое. Ничто так не дисциплинирует водителей, как появление экипажа ДПС. Еще, конечно, камеры. Без сотрудников дорожно-патрульной службы на магистралях царил бы беспорядок, а количество нарушений, происшествий выросло бы в разы.

Начальник отделения по работе с личным составом полка ДПС ОГИБДД управления МВД России по Самаре, капитан полиции Алексей Тарасов рассказал, как устроиться на работу в дорожно-патрульную службу.   

Без судимости

Стать инспектором ДПС можно, даже если до этого вы не работали в правоохранительных органах. Сейчас в Самаре штат укомплектован. Однако идет набор в кадровый резерв. Действующие сотрудники могут переводиться, уходить на пенсию, увольняться, и тогда требуется замена. 

Инспектором ДПС может стать гражданин России, владеющий русским языком, в возрасте от 18 до 40 лет, с образованием не ниже среднего специального (приветствуется юридическое, техническое), имеющий удостоверение категории «В» и опыт вождения не менее двух лет. Важные критерии отбора — отсутствие судимости, а также административных взысканий за серьезные нарушения, антиобщественное поведение. Приоритет отдают мужчинам, но могут взять и женщин. В настоящее время инспекторами в полку ДПС служат две девушки.   

— Среди соискателей мужского пола рассматриваем тех, кто прошел службу в Вооруженных силах РФ, Росгвардии, МЧС. Нам проще обучать таких кандидатов, — отметил Тарасов. — Дорожно-патрульная служба — это строевое подразделение, в работе есть моменты, схожие с армейскими. В полиции тяжело людям, которые никогда не подчинялись старшему по званию, не выполняли команды. 

Крепкое здоровье

Кандидат собирает документы, необходимые для трудоустройства, и проходит три этапа медицинской комиссии. Сначала по месту жительства, затем в центре психофизиологической диагностики МСЧ МВД России по Самарской области. Здесь поступающего на службу ждет тестирование, которое определяет интеллектуальные способности и ведущие личностные качества. На сайте медучреждения указано: во время психологического обследования главное — быть искренним и откровенным, работать серьезно и вдумчиво. Стремление приукрасить себя, создать ложное впечатление неизбежно выявят при компьютерной обработке результатов. Еще соискатель проходит две проверки на полиграфе, которые, в частности, показывают, склонен ли он к нарушению закона, не скрывает ли какие-либо тревожные факты из своей жизни. Далее следует индивидуальное собеседование с психологом.

На третьем этапе — военно-врачебная экспертиза. Комиссия определяет категорию годности по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел. Для того чтобы стать инспектором ДПС, необходима категория «А» с первой группой предназначения, то есть идеальное здоровье.  

Если документы в порядке, от медиков зеленый свет, кандидатура одобрена, то соискателя принимают на службу. Теперь ему предстоит стажироваться в полку от трех до шести месяцев. Кандидата прикрепляют к наставнику, и он проходит специальную подготовку. В частности, изучает нормативно-правовую базу, которой руководствуется ГИББД, ее применение на практике. Затем аттестационная комиссия решает, готов ли соискатель по своим морально-деловым качествам и уровню знаний выполнять обязанности, соответствует ли он замещаемой должности. Как уточнил Тарасов, после аттестации сотрудник получает первое офицерское звание — младший лейтенант полиции. Но это еще не весь путь в инспекторы ДПС. 

Огневая подготовка

Следующий шаг — обучение в филиале Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ в Набережных Челнах по направлению самарской ГИБДД. Здесь детально разбирают Правила дорожного движения, законодательство. Учат, как грамотно оформлять протоколы о нарушениях, материалы на месте ДТП, не допускать конфликтов в общении с участниками дорожного движения, оказывать первую медицинскую помощь. Большое внимание уделяется физической подготовке. Также сотрудники приобретают навыки, связанные с применением силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 

— Срок обучения — около четырех месяцев. В это время сотрудники находятся на закрытой территории, на казарменном положении, оторваны от близких, что психологически сложно. В первой беседе мы предупреждаем кандидатов об этом. Одних такая перспектива останавливает, а других — нет, — рассказал Тарасов. — В настоящее время семь человек — будущие инспекторы ДПС самарской Госавтоинспекции — обучаются в Набережных Челнах. 

По словам Тарасова, тех, кого принимают в ДПС без опыта работы в полиции, примерно треть. Условия стажировки и повышения квалификации у бывалых сотрудников иные, программа обучения короче. Но они, поступая в ДПС, также должны пройти медкомиссию. 

Нет палочной системы 

Новоиспеченный инспектор входит в состав того или иного взвода, за ним закрепляют табельное оружие. Тарасов напомнил: в полку ДПС два батальона. В каждом — по три роты, которые комплектуются взводами. 

Заступая в наряд с напарником, инспектор ДПС переодевается в форму, получает знаки различия, в том числе нагрудный жетон, служебное удостоверение, документацию для оформления протоколов, вооружается. На разводе, построении личного состава на плацу, до сотрудников доводят информацию об оперативной обстановке, ставят задачи. И инспекторы отбывают на патрульных машинах на места несения службы, на аварийно-опасные участки. 

Тарасов добавил, что в ДПС нет палочной системы, дорожным полицейским не нужно оформлять какое-то количество протоколов, указанное руководством. Прежде всего они должны обеспечивать безопасность. Может быть и задача — обращать особое внимание на отдельные нарушения, которые часто допускают водители на маршруте или в городе. 

Карьера в ДПС

Жара, ливень, мороз, снегопад… Инспекторы всегда на посту. Следят за движением транспорта, всматриваются в проезжающие машины, в любой момент готовы начать преследование нарушителя, не остановившего по их требованию. А еще они должны вежливо и корректно общаться с самыми разными людьми.  

Это опасная работа. Никогда не знаешь, какой человек и в каком состоянии окажется в машине. Инспекторы часто сталкиваются с хамством, неадекватным поведением водителей, в частности, нетрезвых. Если буйных не удается успокоить словами, сотрудники могут использовать специальные средства — газовый баллончик, наручники. В этом году в Самаре инспекторы применяли оружие дважды — стреляли по колесам авто, водители которых пытались скрыться. 

После года службы инспектору ДПС присваивают звание лейтенанта полиции. Через два после этого — старшего лейтенанта, и он, пройдя очередную аттестацию, может стать старшим инспектором ДПС. Дорожно-патрульная служба, как и патрульно-постовая, является кузницей кадров для МВД. Опытные сотрудники уходят достойными специалистами в другие подразделения полиции.  

— У каждого своя дорога. Кто-то переводится, кто-то строит карьеру в ДПС, выдвигается на заместителя командира взвода — на руководящую должность, — рассказал Тарасов.


Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации