Жизнь на Волге, какой она должна быть. Как прошел «ВолгаФест-2021»

22.06.2021

72

Автор: Маргарита Петрова

Темой «ВолгаФеста» в этом году стало «Движение навстречу». Оно подчинялось ритму Волги, то неспешно несущей свои воды в Каспийское море, то бурно летящей, подгоняемой ветрами.

Например, гвоздь программы этого года — проход над Волгой – из-за сильного ветра пришлось перенести на следующий день, 20 июня. Фриди Кюне должен был преодолеть расстояние 1 400 м на высоте 80 м над водой. В итоге получилось менее зрелищно, но все равно эффектно. Всемирно известный канатоходец стартовал от здания «Роснефти», прошел до установленного на пляже крана и спрыгнул с него на песок на парашюте.

Традиционная важная составляющая «ВолгаФеста» — паблик-арт-программа. Прогуливаясь по берегу, можно было оценить произведения современных художников. Правда, для большинства фланирующих жарким июньским днем по набережной или лежащих на пляже это были либо незаметные детали окружающего пейзажа, либо бытовые предметы. Горожане проскальзывали по лабиринту дверей, с удовольствием качались в гамаке (предварительно вытряхнув оттуда оккупировавших эту инсталляцию детей) и фотографировались за обширным деревянным столом переговоров, установленным прямо на песке.

Осмыслить представленные экспонаты с точки зрения искусства, попытаться понять послание, оставленное художником, смогла лишь малая часть гостей фестиваля. В этом состояла загвоздка в «движении навстречу» организаторов и посетителей. Авторы не стремятся создавать искусство, понятное обывателю, а горожане не спешат тратить время на вдумчивое чтение замысловатых пояснений, расположенных рядом с объектами паблик-арта.

За две недели (в этом году «ВолгаФест» продлился с 7 по 20 июня) гости фестиваля успели многое. И многое не успели. Например, перебежать от фестивального городка, расположенного на пляже, где был показан балет на песке «Шаг навстречу», до хореографической сцены на другом конце набережной, где среди кустов притаился перформанс «Все в сад». Насыщенная афиша событий не оставляла возможности увидеть все. И здесь, как в жизни, нужно было делать выбор и расставлять приоритеты. 

Например, музыкальная программа в этом году была максимально разнообразной: симфоническая музыка, рок, фолк, джаз и стили, которые даже с английским словарем трудно расшифровать. А значит, можно было прийти на громкие и знакомые названия, такие как «Самое Большое Простое Число», Optimystica orchestra, симфонический оркестр Самарского академического театра оперы и балета, «Волга-Фолк Бэнд». Или же, проходя мимо, услышать завораживающую мелодию и влюбиться в неизвестный коллектив.

Можно было посетить самые крупные самарские музеи, которые расположились прямо под открытым небом. Узнать в историко-краеведческом отличительные черты самарцев вековой давности. Или вживую увидеть создание волжских пейзажей, встретиться с Константином Головкиным и сфотографироваться в интерьере купе на площадке художественного. Или погрузиться в книжный мир на традиционной точке литературного — «ВолгаБукФесте» — и принять участие в создании общей книжной полки самарца. А еще можно было отринуть мирскую суету и заняться самопостижением наедине с природой на коврике для йоги.

Главная проверка на прочность событий «ВолгаФеста» — их способность привлечь внимание проходящей публики, заставить человека остановиться и погрузиться в мир, созданный художником (в широком понимании этого слова). Одно дело, если поклонник творчества купил билет и удобно устроился в мягком кресле, наслаждаясь прохладой зрительного зала. И совсем другое, когда для того, чтобы дождаться выступления, необходимо просидеть какое-то время на солнцепеке. Например, харизматичного автора и исполнителя иронических песен Василия Уриевского его многочисленные поклонники радостно встретили в павильоне «Саратов» несмотря на жару, которая не сдавала позиций даже в вечерние часы.

Побороться за внимание зрителя пришлось даже лауреату «Золотой Маски» 2016 года в номинации «Современный танец/Лучший спектакль» — постановке хореографа Александра Пепеляева «Кафе «Идиот». Ничто так не ужесточает оценку хронометража представления, как физический дискомфорт при просмотре. Зрители, стоявшие на газоне или зацепившиеся малой частью своего тела за любое импровизированное место для сидения, мужественно досмотрели постановку до конца, но высказали мнение о том, что лучше бы действие было раза в два короче. Небольшой по театральным меркам — час двадцать — спектакль все же великоват для фестивального формата. Кроме того, неподготовленной публике оказалось сложно оценить многоголосие партий. Считывание сюжета затруднялось тем, что одних и тех же персонажей — Настасью Филипповну, Рогожина, Мышкина — играли сразу несколько исполнителей. Но зрителей, безусловно, подкупала визуальная безупречность столкновения двух стихий романа Федора Достоевского — красной и белой — в исполнении артистов одного из самых сильных хореографических коллективов России «Балет Москва».

Главная заслуга «ВолгаФеста» в том, что он погружает искусство в привычную нам среду, делая его частью быта. Музыка, живопись, хореография — все это в формате мастер-классов или готовых произведений органично вписалось в пространство самарской набережной и волжского пляжа. И на целых две недели фестиваль сделал нашу жизнь такой, какой она могла бы быть в идеальном мире: полной творчества и красоты.

Владимир Гурфинкель, режиссер фестивального городка «ВолгаФеста»:

— Что должно остаться внутри людей после фестиваля? Согласие с тем, что мир разнообразнее и интереснее, чем мы его себе представляем.

Если дать людям возможность, то они сами обязательно выберут настоящее искусство. Задача фестиваля — предложить как можно больше подлинного в разных видах и жанрах. Иногда, простите за хитрость, я специально в программе ставлю рядом не очень качественное и качественное. И люди сами повернутся туда, куда надо. Это десятки раз успешно проведенный эксперимент. Не надо бояться быть непонятым. Не стоит опасаться, что из человека выскочит плохое.

Вкус каждого из нас ограничен знанием. Мир шире наших вкусов, и потому нам очень хотелось бы дать человеку возможность соприкоснуться с чем-то неожиданным и необычным.

Нет ничего глупее фразы: «Я это не люблю». Жизнь иногда так разворачивается и предоставляет возможность обнаруживать такие интересные вещи, находящиеся за границами познанного нами мира, что в принципе ничего отрицать нельзя. Если этот фестиваль уменьшит количество отрицания, то это станет для его организаторов огромным счастьем.

Фотографии: Екатерина Елизарова и Владимир Пермяков

Читайте также:

Культура

«Великий немой» в эпоху модерна. Как и когда появилось кино в Самаре

Рассказываем о новой выставке, посвященной зарождению «важнейшего из искусств»

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации