Кто стоял у истоков музыкального образования в Самаре. Часть 2

30.05.2021

90

Автор: Татьяна Гриднева

Наш город славится своими музыкальными традициями и прекрасной системой образования, которая включает в себя школы, студии, одно из старейших в стране училищ и мощные профильные отделения вузов. 

Они выпускают не только педагогов, но и инструменталистов, хормейстеров, дирижеров, певцов. А начиналось все с классов при самарском отделении ИРМО — Императорского русского музыкального общества. В 1911 году их преобразовали в училище благодаря усилиям энтузиастов, среди которых были люди разных национальностей. 

Это вторая часть материала. Первую можно почитать тут.

Звезда Эрденко 

Как в России, так и за рубежом широко известны представители цыганской музыкальной династии Эрденко. В наши дни ее продолжает певица Леонсия. Еще в детстве ее талант заметил куйбышевский джазмен Георгий Комардин. Он был и конферансье, и саксофонистом коллектива Клуба имени Революции 1905 года. О поездке этого ансамбля в Москву на Международный фестиваль молодежи и студентов «СГ» рассказывала в прошлых номерах. Жена джазмена, Генриетта Евгеньевна, по матери происходит из семьи Пономаревых-Эрденко.

— Однажды мы с мужем были в гостях у моих цыганских родственников, — рассказывает супруга саксофониста. — И Гера услышал, как играет на рояле маленькая девочка. Он попросил ее спеть и был поражен голосом. Муж предсказал малышке Леонсии большое будущее. Он отметил ее блестящие музыкальные способности и посоветовал родителям дать ей хорошее образование.

Знаменательно, что самый прославленный представитель династии — Михаил Эрденко был среди тех, кто занимался музыкальным образованием самарцев в начале XX века. Яков Карклин пригласил его как одного из лучших выпускников Московской консерватории для работы в классах при самарском отделении ИРМО. И хотя Михаил Гаврилович преподавал там только год, его вклад в развитие местной скрипичной школы неоценим. 

Успех скрипача-самородка

В нашем городе Эрденко впервые выступил как солист. Это произошло на концерте самарского отделения ИРМО, который был дан 17 ноября 1904 года в зале Коммерческого собрания на Дворянской улице (ныне Куйбышева, 104). Афиша мероприятия хранится в самарском архиве. Потом последовали новые выступления, на которых всегда был аншлаг. Народный артист РСФСР Георгий Шебуев, сын крупного самарского домовладельца Арона Гублера, в книге «Актерское счастье» вспоминал: «Эрденко имел в Самаре бешеный успех, концерты его всегда собирали массу слушателей. У него не было тогда еще хорошего инструмента, и на концерты ему давал свою скрипку (прекрасный Гварнери) самарский губернатор А.А. Брянчанинов, слабый скрипач, но большой меломан». 

Можно сказать, что звезда Эрденко-исполнителя взошла именно в Самаре. Здесь же он обрел семейное счастье — встретил свою будущую супругу и верную соратницу Евгению Гордзялковскую. 

Судьбоносная встреча на Волге

Отца Евгении, Иосифа Ксаверьевича, в числе других представителей шляхетства выслали в наш город за участие в Польском восстании 1863-1864 годов. Мать, Евфросиния Гордзялковская, была одной из самых известных в Самаре преподавательниц игры на фортепиано. Заместитель директора ЦГАСО Ольга Зубова исследовала биографию женщины и нашла ее имя в объявлении о наборе учеников в 1902 году. Она также установила, что дочь Евфросинии, Евгения, окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано одновременно с Михаилом Эрденко, хотя была на пять лет старше него. 

Архивисты определили по документам, что Евгения Гордзялковская родилась в Самаре 2 ноября 1880 года. Ее крестной матерью в книге Троицкой церкви записана «жена дворянина Мария Васильевна Богданович». Таким образом, стало ясно, что еще с 1880 года Гордзялковские и стоявшая у истоков музыкального образования в Самаре Мария Богданович были близко знакомы.

Согласно документам, в 1899-1904 годах Евгения училась в Московской консерватории по классу фортепиано у профессора Константина Игумнова. Всю жизнь она бережно хранила фотографию легендарного педагога, подаренную ей Игумновым. По окончании консерватории девушка стала концертирующей пианисткой. Несмотря на то, что Михаил и Евгения учились в столице в одно время, знакомство молодых музыкантов, согласно воспоминаниям их дочери, искусствоведа Инны Эрденко, состоялось именно в Самаре. 

Очевидно, Михаил, дававший вместе с Евфросинией Алексеевной частные уроки музыки, стал вхож в дом Гордзялковских, живших тогда на улице Саратовской (ныне Фрунзе, 138). В 1908 году на этом месте построили 2-ю мужскую гимназию — сегодня это один из корпусов Самарского института культуры. И Гордзялковские поселились в соседнем доме Маликова (Фрунзе, 140-142). 

Довольно быстро после знакомства Михаил Эрденко сделал Евгении предложение, и они поженились. У супругов родилась дочь Инна, которая многое сделала для увековечения имени своего гениального отца. 

Евгения Иосифовна способствовала карьере мужа. Она поддерживала его в нелегкие времена и часто выступала вместе с ним. Должно быть, видя в нем прежде всего замечательного музыканта-исполнителя, она настояла на том, чтобы в 1905 году семья вернулась в столицу, где у скрипача-самородка открывались огромные перспективы. 

Окончание следует.

Михаил Эрденко

Михаил Гаврилович Эрденко (первичное написание фамилии Ерденков, ром. Mihaîl Gavriloļič Erdęnko) родился 22 ноября 1885 года в селе Бараново Курской губернии. Знаменитый русский и советский скрипач цыганского происхождения. Педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Он считается основателем музыкальной династии Эрденко. Известен также тем, что написал ряд произведений для скрипки в академическом и в цыганском стиле. Скончался 21 января 1940 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Из книги «Актерское счастье» народного артиста РСФСР Георгия Шебуева: 

«Моим успехам в музыке мешала частая смена учителей. Почти каждый год у меня был новый преподаватель. Наиболее яркое воспоминание я сохранил о Михаиле Гавриловиче Эрденко. Впоследствии он стал одним из крупнейших русских скрипачей. В то время это был только кончивший с золотой медалью Московскую консерваторию девятнадцатилетний юноша с чрезвычайно интересной внешностью. Он был немногим старше своих учеников и, чтобы казаться солиднее, ходил всегда в сюртуке». 

Читайте также:

Проекты

Как занимались спортом жители дореволюционной Самары. Часть 2

Продолжаем рассказывать о полезном досуге сквозь призму времени

Проекты

Самарский анекдот в жизни Юрия Анненкова

Илья Сульдин продолжает знакомить с знаменитыми художниками, связанными с нашим городом

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации