Латышский певец и цыганский скрипач. Кто стоял у истоков музыкального образования в Самаре

23.05.2021

Loading

Автор: Татьяна Гриднева

Латышский певец и цыганский скрипач. Кто стоял у истоков музыкального образования в Самаре

Наш город славится своими музыкальными традициями и прекрасной системой образования, которая сейчас включает в себя школы, студии, одно из старейших в стране училищ и мощные профильные отделения вузов. Они выпускают не только педагогов, но и инструменталистов, хормейстеров, дирижеров, певцов. А начиналось все с классов при Самарском отделении ИРМО — Императорского русского музыкального общества. В 1911 году их преобразовали в училище благодаря усилиям энтузиастов, среди которых были люди самых разных национальностей. 

Чайковский на премьере

После того как Самара стала столицей губернии, культурная жизнь в городе значительно оживилась. Любители музыки объединись в кружки. В 1858 году на их базе преподаватель гимназии Август Матье организовал филармоническое общество. В стенах Благородного собрания постоянно давали концерты лучшие певцы и музыканты России и зарубежья. О гастролях обязательно сообщалось на страницах «Самарской газеты». Здесь же печатались статьи музыкальных критиков. Весьма способствовали пропаганде музыки два значительных для конца XIX века композитора, которые жили в Самаре. Это дирижер, преподаватель Игнатий Гинзбург и владелец нотного магазина Оскар Кнауб. Вальсы последнего раскупали по всей стране как горячие пирожки. 

В Самаре часто давали музыкальные спектакли. 22 мая 1887 года в городе состоялось эпохальное событие — премьера оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Автор сам присутствовал на спектакле. В Самаре в то время жила и первая учительница музыки Петра Ильича — Мария Пальчикова. Она была из крепостных. Преподавала в одной из частных гимназий. Великий композитор помогал женщине материально до самой ее смерти. 

Музыка считалась одним из основных и обязательных предметов во всех самарских гимназиях, в церковно-приходских школах, епархиальном и реальном училищах. Однако ее преподавали в утилитарных целях — для того чтобы выпускники могли участвовать в церковной службе или давать уроки фортепиано. Речи о подготовке профессиональных исполнителей не шло. Впрочем, есть упоминания историков о работе музыкальной школы Неве при Благородном собрании и двух попытках Никиты Линева создать в Самаре подобные учебные заведения. 

Рояль из Петербурга

В августе 1902 года при участии выпускника Санкт-Петербургской консерватории Екаба Карклиньша в Самаре открылось отделение Императорского русского музыкального общества. Среди инициаторов его появления были самые передовые люди того времени. К примеру, представитель купеческой династии Александр Курлин, получивший диплом Московского университета. В столице самарский предприниматель вступил в члены музыкального общества, а затем содействовал открытию его филиала на волжской земле. В отделе искусств областной библиотеки сохранился старинный рояль, который, по мнению работников учреждения, был привезен Курлиным для нужд объединения из Санкт-Петербурга. 

Почти сразу при самарском ИРМО возникли музыкальные классы. Это стало большим событием в культурной жизни города. Появление профессионального учебного заведения подняло самарское музыкальное образование на новую ступень.

Ученик Римского-Корсакова

Классы размещались в доме купца Жоголева на улице Дворянской (сейчас Куйбышева, 110). В 1911 году они были преобразованы в музыкальное училище. Уроженец Латвии Карклиньш был назначен его директором. В Самаре его «переименовали» в Якова Карклина. Этот всесторонне образованный музыкант окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. Он учился у величайшего представителя «Могучей кучки» Николая Римского-Корсакова. Также среди его преподавателей были потомственный дирижер Анатолий Лядов, оперный певец и вокальный педагог Станислав Габель. Обладатель прекрасного тенора, Карклин стал первым исполнителем партии Индийского гостя в опере Римского-Корсакова «Садко», премьера которой состоялась в Москве 1897 году. Он пел также партию князя Василия Голицына в «Хованщине» Модеста Мусоргского. Участвовал в премьерном исполнении оперы «Борис Годунов» в редакции Римского-Корсакова. Этот спектакль был представлен в 1896 году в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории. 

Учитывая масштаб личности Карклина, можно представить, насколько высокую планку он задавал своим самарским коллегам. Музыкант формировал преподавательский состав, приглашая в город выпускников самых престижных заведений страны. Среди первых педагогов были такие блестящие пианисты, как ученица профессора Винтербергера Мария Богданович и ученик профессора Есиповой Арвид Даугуллис. Оба они окончили Санкт-Петербургскую консерваторию. Среди скрипачей выделялись ученик профессора Ауэра Вацлав Зайц и выпускник Пражской консерватории Беньяш. 

В 1914 году авторитет директора позволил открыть при училище научный отдел. То есть студентам стали преподавать не только музыкальные дисциплины, но и весь цикл общеобразовательных предметов. Таким образом училище обрело статус среднего учебного заведения с шестилетним курсом.

Любовь и работа

Яков Яковлевич не забывал и о личной жизни. В Самаре он встретил свою первую супругу Надежду Тихонову. Она также была выдающимся музыкантом. Получила образование в Санкт-Петербургской консерватории, училась у знаменитого профессора Софьи Малоземовой. В Самаре Тихонова вела занятия по классу фортепиано. Молодой директор музучилища не устоял перед чарами девушки и в 1907-м молодые люди поженились. Вместе они прожили почти четверть века.

Должность директора училища Карклин занимал до 1919 года. Он отдавал работе всего себя — преподавал теорию и вокал, руководил камерным оркестром педагогов, публиковался в городских газетах как музыкальный критик. Был награжден за свою деятельность орденами Станислава III степени и Анны III степени. 

Продолжение следует.

Цитата

Из дневника Петра Чайковского, май 1897 года: «Проснулся в Самаре. Одевшись и напившись чаю, пошел с Алешей погулять по городу. Город хоть куда. Везде объявления о данном вчера «Онегине».

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Проекты

Смена «СГ»

Студенческая практика в издании

Проекты

Открытый лекторий «СГ»

Проект к 430-летию Самары

Проекты

Проект «Экспонат»

Клуб виртуальных экскурский «СГ»

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации