Проект. Тайны запасной столицы. Смерть шпионам. Часть 2

06.12.2020

296

Автор: Татьяна Гриднева

Террористы, диверсанты и предатели в тыловом Куйбышеве.

С каждым годом рассекречивается все больше документов времен Великой Отечественной войны. И жизнь Куйбышева той поры предстает перед нами в новых красках. Жители тылового города не подозревали, что он находился в большой опасности. Выйдя на Волгу, фашисты готовились к его захвату. Только победа в Сталинградской битве отвела эту угрозу. А между тем на территорию области сбрасывались группы террористов, засылались шпионы, вражеские самолеты делали снимки оборонных объектов. Им противодействовали органы государственной безопасности и контрразведка. В недавно рассекреченных документах из архивов ФСБ по этому поводу можно найти много интересного. Это вторая часть материала. Первую можно почитать здесь.

Легендарный разведчик на Волге

Итак, в 1942 году куйбышевские сотрудники госбезопасности под руководством московских коллег начали долгую и успешную радиоигру с противником. В ней принимал участие и Вильям Фишер. Как знаменитый разведчик, послуживший прототипом героев фильма «Мертвый сезон» и романа «Щит и меч», попал в наш регион? Его приезду в «запасную столицу» предшествовало много перипетий. 

Начнем, пожалуй, с биографии Фишера. Он родился в 1903 году в Англии, в семье революционеров, покинувших Россию из-за преследований царской власти. Кстати, Самара для разведчика значила многое. Если бы его родители когда-то не встретились в нашем городе, он бы и на свет не появился. Отец Вильяма Генрих Матвеевич был потомком немецкого мастерового, выписанного из-за границы князьями Куракиными для работы в поместье близ Рыбинска. За участие в революционной деятельности он был сослан в Архангельск, потом в Самару. Здесь Фишер встретил свою будущую жену Любовь. Девушка придерживалась тех же политических взглядов. Молодая пара познакомилась с Лениным, Кржижановским и другими революционерами. 

Проект. Тайны запасной столицы. Смерть шпионам. Часть 2

Дружба с Абелем

В 1920 году семья Фишеров возвратилась в Россию и приняла советское гражданство. Вильям работал переводчиком в исполкоме Коминтерна. В 1925-м он был призван в армию. Попал в 1-й радиотелеграфный полк Московского военного округа, где получил специальность радиста. После демобилизации работал в НИИ ВВС радиотехником. В 1927 году женился на выпускнице Московской консерватории Елене Лебедевой. Ее талант высоко ценила преподаватель — знаменитая арфистка Вера Дулова. 

В иностранный отдел ОГПУ Фишер поступил в апреле 1927 года. Здесь познакомился с Рудольфом Абелем. Мужчины подружились. В 1930 году по заданию командования Фишер обратился в английское посольство, испросив разрешение вернуться на родину. Получив британский паспорт, стал работать по линии нелегальной разведки. Но в 1938 году, после предательства европейского резидента Орлова-Фельдбина, был уволен из НКВД по причине недоверия Берии. И только в 1941-м Фишера вновь приняли в ряды сотрудников организации. Он поступил в подразделение, организующее партизанскую войну в тылу немцев. Таким образом опытный разведчик оказался в Куйбышеве. 

Сергиевская разведшкола

Недалеко от запасной столицы, в районе Серноводска, подальше от глаз и ушей эвакуированных сюда иностранцев, была организована разведывательная школа. Вильям Фишер преподавал там радиодело. Обученных им специалистов забрасывали в тыл врага в составе диверсионных групп. В то время на территории санатория «Сергиевские минеральные воды» проживала вся его семья — жена Елена Степановна, дочь Эвелина, теща Капитолина Ивановна и племянница Лида. Отсюда Фишер выезжал в Сызрань для организации «радиоигры» с противником. 

Позже, когда он был отозван в Москву, близкие разведчика переехали в Куйбышев. Семья Вильяма Фишера с января 1942 года до февраля 1943-го проживала сначала на улице Максима Горького, затем на Кооперативной — ныне Молодогвардейской, в доме №8. Елена Степановна работала арфисткой в оркестре оперного театра. 

А в это время в Москве Фишер готовил новые акции по дезинформации противника. Например, одна из них прошла во время операции «Березино» в 1944 году. Она развивала проект, начатый во время радиоигры в Куйбышеве. На территории освобожденной Белоруссии из числа пленных немцев был создан большой отряд под командованием полковника Шерхорна (советского агента Шубина). Он якобы пытался вырваться из окружения. Помощью ему занялся сам Отто Скорцени. В «немецкую» часть с самолетов сбрасывалось оружие, питание, направлялись разведчики Абвера. Они попадали в руки нашей контрразведки и перевербовывались. Фишер руководил заброшенными из Берлина немецкими радистами. За время проведения операции были захвачены 22 вражеских разведчика и 13 радиостанций, большое количество оружия и других грузов.

Ядерный удар по Куйбышеву

Дальнейшая судьба этого чекиста вошла в историю нашей страны. В ноябре 1948 года Фишер был командирован в Америку под именем художника Эмиля Роберта Голдфуса. Он создал и возглавил крупную нелегальную резидентуру. Группа действовала без провалов многие годы. В ней работали супруги Коэны. Леонтина Коэн проявляла чудеса изобретательности и храбрости, получая информацию из ядерного центра Лос-Аламос. Благодаря ей были сокращены сроки создания атомной бомбы в СССР. Группа информировала Советский Союз о подготовке США к третьей мировой, о планах по бомбардировке крупнейших центров страны, в том числе и Куйбышева. Блестящая карьера Фишера была внезапно прервана в 1956 году из-за предательства его радиста Хейханена. При задержании советский разведчик назвался именем своего друга Рудольфа Абеля, умершего в декабре 1955-го. Получив эту информацию, в Москве поняли, что арестован Вильям Фишер. В 1962 году ФБР обменял нашего разведчика на Пауэрса, пилота американского разведывательного самолета У-2, сбитого над территорией нашей страны 1 мая 1960 года. 

Проект. Тайны запасной столицы. Смерть шпионам. Часть 2

Вильям Фишер ознакомил Москву с планом «Дропшот», по которому на СССР должно было быть сброшено 300 атомных бомб и 250 000 тонн обычных бомб. В первой десятке городов, по которым могли нанести ядерный удар, значился и Куйбышев. Попадание одной бомбы в район ГЭС привело бы к экологической катастрофе, не менее страшной, чем в Чернобыле. Водохранилище, выйдя из берегов, затопило бы территорию на многие километры вокруг, поглотив все живое. 

Павел Судоплатов,
генерал-лейтенант МВД СССР:

«В 1942-1943 годах нам окончательно удалось захватить инициативу в радиоиграх с немецкой разведкой. Обусловлено это было тем, что мы внедрили надежных агентов в абверовские школы диверсантов-разведчиков, забрасываемых в наши тылы».

Аллен Даллес,
директор ЦРУ: 

«Я бы хотел, чтобы мы сегодня имели таких трех-четырех человек, как он (Абель) в Москве».

За выдающиеся заслуги в деле обеспечения государственной безопасности СССР полковник Вильям Фишер награжден:

тремя орденами Красного Знамени,

орденом Ленина — за деятельность в годы Великой Отечественной войны,

орденом Трудового Красного Знамени,

орденом Отечественной войны I степени,

орденом Красной Звезды,

многими медалями.

Продолжение следует.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации