Культура

Клоуны — смешные и пугающие

Два дня длился в Самаре праздник театров под открытым небом

В Струковском саду состоялся II международный фестиваль уличных театров «Пластилиновый дождь». Все представления проходили на трех площадках: главной, где шли спектакли, малой, на которой выступали танцевальные коллективы, и музыкальной, где нон-стопом шел концерт самарских групп разных жанров и направлений.

На аллеях парка тем временем публику развлекали клоуны на необычных велосипедах, мотоциклах и самоходных колясках, а также жонглирующие мимы на ходулях и живые скульптуры. Программа представлений была составлена так, что можно было увидеть все спектакли. Одним из главных открытий фестиваля стал Бернард Шнайдер — человек-оркестр из Германии. Играя одновременно на гитаре, губной гармошке и барабанной установке, размещенной за плечами, он покорил публику и своими незамысловатыми, но очень лиричными песнями на английском языке. Главное же, чем вызвал восторг артист, — это общение со зрителями немногими фразами на русском.

Австралийский клоун Ден ле Манн продемонстрировал сочетание эквилибристики и добродушного юмора, жонглируя шариками при помощи рта. Эксплуатирующий образ нелепого, но неунывающего француза ле Манн добился шумного успеха у публики. Самым необычным представлением стало выступление питерского театра «Нон-стоп» с пластическим спектаклем «Призраки белых ночей». Шесть актеров, загримированных и костюмированных во все белое, представали то ожившими скульптурами Петергофа, то привидениями «галантного века», то морскими чайками, борющимися за лидерство в стае, то призраками «колыбели трех революций», то сюрреалистичными персонажами сказок Льюиса Кэрролла. Их грациозное выступление, пронизанное тонким юмором и изящной хореографией, было наполнено духом загадочности. Белые костюмы в спустившихся на сцену сумерках и в лучах сценических прожекторов струились таинственностью, придавая происходящему ощущение ирреальности сновидения. Тем временем на малой площадке в «Шоу сумасшедшего профессора» актер из Тольятти в занимательной игровой форме объяснял детям и взрослым законы химии, производя эффектные опыты.

Самым масштабным зрелищем стал спектакль «Необыкновенные видения в голове Дона К.» по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот» от самарской арт-студии «Пластилиновый дождь», организатора фестиваля. Версия романа в форме клоунады оказалась не совсем комической, а скорее романтической историей об уходе человека от реальности в мир грез и рыцарских подвигов. В этом спектакле все происходит в воображении Дон Кихота, который, оказывается, от скуки выдумал себе и Санчо Панса, и Прекрасную Даму, и врага — злую колдунью. Но пройдя все превратности судьбы, спасая друга и победив врагов, герой возвращается в реальный мир.

Помимо театров на фестивале зрителя радовали и артистыдругих жанров. С интересными фокусами выступил иллюзионист Евгений Каверзин. На музыкальной площадке оглушительный успех ждал местный коллектив «Пять шиллингов», играющий на волынках шотландскую и ирландскую народную музыку. Танцевальная студия «Луна» провела мастер-класс по сальсе, в ходе которого зрители могли разучить движения страстного кубинского танца.

Проект «Сила Безмолвия» показал интересный хореографический перформанс, раскрывающий душевные переживания мира детства. Разыгрывая пластически различные ситуации при минимуме реквизита, три артиста создали насыщенное эмоциональное повествование о радостях и трагедиях в сознании ребенка. В перерывах между представлениями на аллеях парка можно было понаблюдать, как художники-граффитисты создают ЭБ-рисунки прямо на асфальте.

А вот местный дуэт «Комиксы» разочаровал публику. Артисты разговорного жанра то ли не смогли должным образом настроиться, то ли привыкли работать на более камерную аудиторию. Их шутливые репризы, обращенные к публике, практически тонули в зрительском равнодушном молчании.

Самым ярким на фестивале в прямом и переносном смысле слова стал показ представления «Х-традиция» пластического театра «ИнЖест» из Белоруссии. Сумрачный гротескный спектакль о кризисе тиранической власти, ее уродливом и самоубийственном самолюбовании был буквально полон огня. Под угрожающую музыку то и дело взрывались фейерверки, актеры поджигали друг друга и падали на ходулях с двух-трех метров на землю, а главный герой катался по асфальту. Публика не на шутку была взволнована, но и актеры, и зрители оказались целы. В некоторых моментах жесты артистов были откровенно агрессивны и провоцировали испуг. Но жесткое и тягостное впечатление от этого спектакля тем не менее вызвало бурю оваций, а публика гадала, на какого же политика делалась аллюзия в спектакле.

Завершили фестиваль хозяева — арт-студия «Пластилиновый дождь» со своим ярким и радостным «Дурацким шоу», где три клоуна в костюмах в стиле стим-панк разыгрывали простые, но уморительные сценки, приглашая в каждой поучаствовать по паре-тройке человек из публики. К концу фестиваля на площадке возле грота в Струковском саду собралось около двух тысяч человек, так что из-за зрителей, желающих увидеть финальное представление, на соседних пригорках не было видно газонов. Иногородние участники фестиваля отметили высокий уровень организации мероприятия и высказали желание участвовать в празднике на следующий год.

— У вас прекрасный город, и такой фестиваль служит украшением для него. Нужно организовывать как можно больше подобных мероприятий. Это не только привлечет туристов, а следовательно, и их деньги, но сделает людей добрее и терпимее друг к другу. Я всегда счастлив, когда мне удается рассмешить публику, особенно детей. Я знаю, что маленький зритель не забудет о том, что в этом месте, где я выступал, он получил минутку радости. А следовательно, когда ребенок вырастет, он будет гораздо лучше относиться к своему городу, поскольку его связывают с ним позитивные эмоции. Хорошо, что ваша мэрия поняла это и помогла провести такой хороший фестиваль, — поделился впечатлениями артист из Австралии Ден ле Манн.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение