Музыка для Гоголя

08.08.2012

47

Автор:

Музыка для Гоголя

Литературная и инструментальная классика лучше звучат вместе

В филармонии состоялся концерт народного артиста РФ Александра Филиппенко и Молодежного симфонического оркестра Поволжья.

За десять лет существования оркестра свое мастерство и талант в нем успели продемонстрировать более 700 молодых музыкантов. Идея создания коллектива родилась в недрах Международного фонда Спивакова. Кстати, на концерте, прошедшем в Самаре, звучали три скрипки, подаренные самим маэстро.

Десятилетие Молодежного симфонического оркестра Поволжья отмечается в рамках международного фестиваля искусств «Классика OPEN FEST», который проходит с 30 июля по 25 августа в Самаре и Тольятти. «Открытая классика» появилась в 2010 году, до этого результаты сессионной работы МСО Поволжья представляли на фестивалях «Летние музыкальные вечера на Волге», «Классика над Волгой» и других. Их специальными гостями были Сергей Юрский, Даниил Крамер, Алексей Козлов, группа «Матреха» и другие. В этом году приглашенной звездой стал Александр Филиппенко с программой «В поисках живой души».

В первом отделении концерта прозвучали лучшие произведения российских и зарубежных композиторов. Юные музыканты блестяще исполняли мировые шедевры под руководством молодых и опытных дирижеров. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Анатолий Левин, казалось, особенно помогал музыкантам и совсем по-отечески руководил ими. Одной из приглашенных солисток стала самарчанка Татьяна Кузнецова, артистка национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова, которая также выступала в составе МСО Поволжья.

Во втором отделении зрители услышали отрывки из поэмы Гоголя «Мертвые души» в исполнении Александра Филиппенко и музыку Альфреда Шнитке к спектаклям «Ревизская сказка» и «Мертвые души». Выбор материала объясняется просто: в 1999-м артист получил Государственную премию Российской Федерации за моноспектакль «Мертвые души» и теперь решил продолжить работу над произведением. Анатолий Левин предложил Александру Филиппенко совместный проект с Молодежным оркестром после того, как услышал его выступление на «Ночи музеев» в Доме Гоголя.

Репетиция в самарской филармонии прошла неудачно: проблемы с техникой разозлили Александра Филиппенко до такой степени, что на пресс-конференции, состоявшейся перед концертом, он накричал на журналистов и почему-то отправил их смотреть «Камеди клаб». Технические проблемы дали о себе знать и во время выступления артиста — микрофон иногда подводил. Однако темперамент Филиппенко позволил ему с равным успехом донести поэму Гоголя даже до последних рядов балкона. Музыка Шнитке добавляла яркой выразительности картине, созданной актером.

Преувеличенная мимика артиста, комичные ужимки и прыжки не снижали пафоса произведения. Филиппенко удалось передать современность поэмы — «перст, устремленный на текущие поколения», он направлял на публику, нашлись у Гоголя даже «вечно чинимые мосты». Актер усиливал актуальность и интонацией Сталина («за такие побасенки посылают в Сибирь»), и звуком милицейской сирены, якобы преследующей Чичикова.

В завершение вечера после отрывков из первого и второго томов «Мертвых душ» Филиппенко прочел рассказ Василия Шукшина «Забуксовал» и стихотворение Валентина Гафта, посвященные поэме Гоголя.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации