Возвращение «Черного квадрата»

27.11.2020

664

Татьяна Гриднева

В художественном музее открылась выставка одной картины.

Прибытие программного произведения основателя супрематизма Казимира Малевича в наш город ожидали еще весной. На VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме в ноябре 2019 года губернатора Самарской области Дмитрий Азаров и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский подписали соглашение между регионом и музеем о проведении в Самарской области Дней уникального российского музея. Но помешали карантинные ограничения. Но в четверг, 26 ноября, «Черный квадрат» наконец-то добрался в Самару.

У этой картины самарская история. И очень отрадно, что «Черный квадрат» вновь появился в нашем городе. Малевич когда-то написал несколько вариантов картины, изображавшей по мнению ее автора «непостижимый образ Бога». Две работы хранятся в Третьяковской галерее, одна в Русском музее и в 2000-е еще одна украсила собрание Эрмитажа. Заслуга в этом самарских родственников последней жены художника.

Шедевр Малевича в 90-е годы наделал много шума в местной прессе. История чудесного обретения самарскими родственниками этого шедевра в ящике, где жена художника Наталия Манченко хранила картофель, похищение владельца картины местными бандитами и последующая передача полотна на хранение в подвалы Инкомбанка – это настоящая детективная история. Финансисты выкупили находку за довольно скромную сумму. Но после банкротства Инкомбанка, именно этот шедевр помог покрыть большую часть его задолженностей. По договорённости с правительством страны «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США, а затем передан им на хранение в Государственный Эрмитаж.

Картину в Самаре встречали с большим почтением. Даже распаковку «Черного квадрата» провели как торжественную церемонию с участием министра культуры области Бориса Илларионова. А открытие экспозиции в художественном музее началось с видеовыступления директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Для демонстрации знаменитого полотна в Самаре дизайнеры и архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы разработали специальный арт-проект под названием «Чёрный квадрат [Аудиенция]». Внутри одного из залов музея выстроен павильон в виде треугольной призмы. Конструкция ведет зрителей вверх, к «иконе» супрематизма.

Интересно, что именно этот «квадрат» несли перед гробом Малевича во время его похорон. Черные маски на лицах посетителей вернисажа повторяли форму картины, а сам процесс приближения к шедевру и любования им отражались на большом экране в фойе. Действо сопровождала серьезная музыка.

 

Несмотря на торжественный и строгий тон мероприятия, настроение у посетителей было приподнятое. Ведь проведение выставки во время режима частичной самоизоляции внушает оптимизм. А общение с шедевром заряжает энергией. Сам Малевич видел в своем произведении не только логическое завершение художественного поиска в ХХ веке, но и начало чего-то абсолютно нового.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:

— Сегодня мы выполняем обязательства, взятые нами в прошлом году, когда подписали соглашение о сотрудничестве с Дмитрием Азаровым по проекту «Эрмитаж – Самара». Кроме того, я благодарен Дмитрию Игоревичу за то, что он возглавляет рабочую группу по культуре в Государственном Совете. Поскольку она не только плодотворно работает, но и благодаря ее решениям мы уже ощущаем положительные результаты в руководстве культурой в государственном масштабе. Я рад открыть Дни Эрмитажа в Самаре. Ну а самое замечательное это то, что вы увидите у себя «Черный квадрат» Малевича, одну из самых главных картин ХХ века.

Выставка продлится до 20 декабря, до 30 ноября посещение бесплатно. 6+

[box type=»shadow» align=»» class=»» width=»»]Первый вариант «Черного квадрата» был написан в 1915 году. Вторую реплику полотна Казимир Малевич создал с учениками вместе с новыми вариантами «Черного круга» и «Черного креста» предположительно в 1923-м для намечавшегося экспонирования на биеннале в Венеции. Сейчас они хранятся в Государственном Русском музее. Еще одну копию художник сделал в 1929 году. В последний раз Малевич писал «Черный квадрат» для ставшей итоговой для русского авангарда выставки «Художники РСФСР за XV лет», проходившей в 1932 году в Русском музее в Ленинграде. Картина по формату меньше предыдущих. После смерти мастера этот «Черный квадрат» в числе немногих его работ остался в семье художника.[/box]

Читайте также:

Люди

Обнаженная натура. Истории о том, каково позировать без одежды

Модели и художники рассказали о своем первом опыте.

Культура

Гендер и его значения: о чем выставка «Женский вопрос»

Дискуссии о роли представительниц прекрасного пола не утихают до сих пор

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации