Ученые политеха разработали энергосберегающий метод получения композитов

24.11.2020

31

Автор: Андрей Грубин

Синтезированные на его основе материалы обладают рядом важных достоинств.

Ученые кафедры «Металловедение, порошковая металлургия, наноматериалы» Самарского политеха создали композиты по разработанной ими методике, позволяющей применять полученные соединения в условиях повышенного износа, в агрессивных средах. Совсем недавно коллектив под руководством заведующего кафедрой, профессора Александра Амосова получил патент на уникальную технологию.

Главное преимущество технологии заключается в ее энергоэффективности – для синтеза не требуется тепло, есть возможность варьировать свойства получаемых композитов путем подбора целевого керамического соединения и металла или сплава, которым будет пропитываться керамика. Кроме того, не нужно сложное и дорогое прессовое оборудование или реакторы, обеспечивающие пропитку получаемого каркаса расплавом.

– С использованием нашего метода мы уже создали такие композиционные материалы, как карбид титана с алюминием, карбоалюминид титана с алюминием и карбосилицид титана с медью, – рассказывает участник научного коллектива, аспирант кафедры «Металловедение, порошковая металлургия, наноматериалы» Эмиль Умеров. – Провели для них серию испытаний на прочность, твердость и т.д. Например, карбид титана с алюминием успешно прошел испытания на жаростойкость – он выдержал нагрев до 900 градусов Цельсия, не разрушился и не потерял форму. И это притом, что  алюминий плавится уже при 660 градусах Цельсия, а значит, внутри керамики он был жидким. А совсем недавно удалось получить еще один композит, теперь на основе олова. Тем самым мы подтвердили, что наша технология работает и на других металлах.

Полученные композиты могут найти широкое применение в условиях, где требуется высокая износостойкость, низкие коэффициенты трения, легкий вес. Карбид и карбоалюминид титана с алюминием могут использоваться при изготовлении более эффективных подшипников скольжения, поршней или гильз автомобильных двигателей с повышенным КПД, тормозных дисков автомобилей или даже как режущего или обрабатывающего инструмента. А карбосилицид титана с медью скорее перспективен как электроконтактный материал, подходящий для производства токосъемников поездов и трамваев.


Читайте также:

Технологии

В области пациентам с коронавирусом будет звонить робот

Он сможет выяснить состояние больного на основании четырех тестовых вопросов.

Технологии

Ученые разрабатывают беспилотник для сельского хозяйства

Себестоимость прибора при массовом производстве еще просчитывается, но уже ясно, что он будет дешевле западных аналогов примерно в десятки раз.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации