Крушение иллюзий. «Коломба» театра «Самарская площадь»

В рамках рубрики «Был такой спектакль» мы рассказываем о постановках, которые больше нельзя увидеть.

В 2008 году в репертуаре театра «Самарская площадь», афишу которого украшают шедевры русской классической литературы, появилась французская комедия.

Пьеса «Коломба» знаменитого драматурга ХХ века, одного из создателей так называемой интеллектуальной драмы Жана Ануя посвящена вечной теме. Это столкновение мира молодых с их верой в любовь и честь и мира взрослых, где уже нет ни веры, ни любви, ни чести.

Завязка сюжета проста. Молодой бедный музыкант Жюльен, уходя на три года в армию, вынужден просить свою мать, знаменитую трагическую актрису, мадам Александру позаботиться о его семье — юной жене Коломбе и маленьком сыне, которые остаются в Париже без средств к существованию. Свекровь берет невестку в театр.

Тему крушения идеалов автор подает с тонким, чисто французским юмором и никого не обвиняет. Такова жизнь.

Спектакль «Коломба» сошел со сцены в мае 2017 года, после того как был сыгран 84 раза.

Евгений Дробышев

художественный руководитель театра «Самарская площадь», режиссер-постановщик спектакля «Коломба»:

— Я давно хотел поставить «Коломбу», с тех пор как прочел ее. Пьеса всем понравилась. Интереснее всего в тексте — столкновение двух миров. Главный герой — убежденный идеалист.

Моим камертоном при создании спектакля было то, что все мы в подростковом возрасте мечтаем о вечной любви. Никто не думает, что будет менять партнеров. Главный герой и остался таким. А героиня пошла по другому пути — как это делает большинство людей. Принципы пересматривают, переоценивают. Коломбу захватил этот мир, где все можно. Ануй — молодец. Он заставляет нас еще раз испытать боль главного героя. Для Жульена это крушение. Хотя в то же время автор не чужд иронии по отношению к нему.

Ануй саркастично описывает мир сцены. Он смеется надо всеми театральными болезнями. В пьесе изображены капризная прима труппы, закулисные интриги и так далее.

Конечно, мы понимаем, что в оценке окружающей действительности к истине ближе мадам Александра. Хотя нам всем хочется жить в идеальном мире, который рисует себе Жульен.

Публика принимала спектакль очень хорошо: где нужно смеялась, где надо замирала.

С годами артисты повзрослели, не вполне соответствовали своим ролям, и спектакль пришлось снять.

Юлия Бакоян

актриса театра «Самарская площадь», исполнительница роли Коломбы:

— Коломба — девушка из простой среды, цветочница. По сути продавщица. И вдруг она встречает такого человека, как Жульен. Он хорошо образован, играет на фортепиано, имеет хорошие манеры. Коломба пытается ему соответствовать, жить по его правилам. В принципе, пока они вдвоем, ей это удается. Хотя она порой и чувствует себя несчастной, поскольку хотелось бы большего размаха. Но у них есть любовь, и им этого хватает.

Потом Жульена забирают в армию, Коломба попадает в театр. И вдруг девушка впервые встречается с соблазном. Она увидела другой мир. Я бы не сказала, что он порочный и неправильный. Просто героиня поняла, что можно жить по-другому. Осознала, насколько трудно ей существовать рядом с Жульеном, который все время от нее чего-то требует. Мир многогранен, в нем много интересного. Именно это и осознает Коломба. И становится самодостаточной женщиной.

Не думаю, что моя героиня совершает ошибку. Если бы она так считала, то ушла бы с Жульеном, когда тот дал ей время подумать. Но она остается в театре, поскольку выбирает свободу. Для Коломбы наступил новый этап в жизни. И кончилась любовь. Ее чувства стало недостаточно.

Было приятно играть в комедии Ануя. Французы более тонкие, искрометные, легкие. Я с теплотой вспоминаю этот спектакль. Были очень красивые костюмы, декорации. Замечательный актерский состав. Евгений Борисович ставил перед нами очень интересные задачи, которые хотелось решить.

Олег Сергеев

актер театра «Самарская площадь», исполнитель роли Жульена:

— Жульен — идеалист. Я считаю, что человек должен быть гибче. Думаю, что корень проблем моего персонажа в его категоричности. Подобные люди, честные и бескомпромиссные, нравятся другим. Но с ними очень тяжело. Есть в литературе еще один персонаж, который также доставляет окружающим массу проблем. Это Чацкий. Быть слишком хорошим тоже нехорошо. Когда едешь на машине, нужно двигаться со скоростью потока.

То, что он не похож на свою мать, меня нисколько не удивляет. Дети крайне редко бывают копией своих родителей. Напротив, чаще они набираются качеств от посторонних людей.

Ануй сам был человеком театральным, хорошо знал эту кухню. Он немного подтрунивал над своими персонажами, особенно над главным.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close