И никого не стало. Состоялась премьера сценической версии романа Агаты Кристи

12.11.2020

417

Автор: Маргарита Петрова

И никого не стало. Состоялась премьера сценической версии романа Агаты Кристи

Спектакль показали в Самарском академическом театре драмы имени Горького.

Создавая в 1943 году пьесу «И никого не стало…» по мотивам своего романа «Десять негритят» (16+), Агата Кристи не подозревала, что это название очень пригодится в начале XXI века для прикрытия неполиткорректности первоначального заголовка. Внезапно оказавшийся скандальным текст в разных странах видоизменялся. Например, негритята заменялись маленькими индейцами, а то и вовсе животными. Но как и любое классическое литературное произведение, роман Кристи, конечно, с честью выйдет из сомнительной шумихи, возникшей вокруг него.

А классикой этот роман стал уже давно. Помимо увлекательной фабулы и парадоксальной детективной загадки писательница заложила в «Десять негритят» глубокий смысл. Это давало возможность разным постановщикам увидеть в тексте что-то свое. Авторы британского сериала «И никого не стало…» (18+), вышедшего в 2015 году, подробно разбирали мотивы преступления каждого из десяти героев, прибывших на остров. Станислав Говорухин в популярном фильме 1987 года «Десять негритят» (12+) изучал принятие или отрицание вины персонажами. В спектакле Самарского академического театра драмы имени Горького «И никого не стало…» (16+) режиссер Михаил Лебедев вывел на первый план материализацию самого наказания.

И никого не стало. Состоялась премьера сценической версии романа Агаты Кристи

Неизвестный собирает на острове десять внешне добропорядочных англичан в наказание за совершенные преступления, а затем начинает методично убивать одного за другим в соответствии с сюжетом детской считалочки. Доведенные ужасом до отчаяния, «гости» подозревают друг друга, пытаясь вычислить мстителя и спастись.

Однако у Лебедева другой взгляд на известный сюжет. Стелящийся по полу дымок, подвешенное к потолку зеркало, не столько отражающее, сколько искажающее происходящее на сцене, красноватое свечение. Длинный стол, за которым герои изображают прием пищи. Десять огромных фигур, напоминающие могильные плиты, расставлены вдоль задника, символизируя негритят. Сценография художника-постановщика Натальи Черновой и световой рисунок Александра Феоктистова помещают героев в некое подобие ада. Никто из них не может ни покинуть комнату, ни обрести успокоение, забывшись сном. Каждого терзает демон вины. Персонажей мучает присутствие других людей, мешающее исповеди, которая, словно вскрывшийся нарыв, должна принести исцеление. Ад — это другие.

Режиссер отобрал для работы актеров из лучших артистов театра. В спектакле заняты, например, Владимир Гальченко, Владимир Сапрыкин, Наталия Прокопенко, Алексей Егоршин, Владимир Морякин. Но постановщик не дает им возможности создавать многогранные образы, полные достоверного психологизма. Это люди-тени, оболочки, вынужденные изо дня в день изображать внешнее благополучие. На такой рисунок роли обречена даже Анастасия Ермилина, воплощающая на сцене самый глубокий персонаж «Десяти негритят», проходящий путь внутреннего преобразования, — Веру Клейтерн. Ее героиня большую часть времени шарахается в страхе от каждого угла. Иногда под цепким взглядом Филиппа Ломбарта (Ярослав Василенко) она сбрасывает маску запуганного существа, являя миру цинизм и самоуверенность. Но и тогда не становится более похожей на настоящего человека.

Если следовать за логикой данной трактовки, получается, что прибытие на остров — это не начало импровизированного «судебного процесса» над грешниками, а сама казнь. Приведенный в исполнение приговор. И в этом случае убийца является не карателем, а частью повторяющейся изо дня в день, как заведенная пластинка, пытки. Потому что «мне отмщение, и аз воздам».

Но ближе к середине спектакля постановщик, словно наигравшись со своей выдумкой, охладевает к ней и берется за обычный пересказ сюжета. Здесь уже берегись всякий хорошо знакомый с фабулой — заскучаешь. В нескольких местах спектакля режиссер еще старается спрятать сюрпризы, ставящие под сомнение привычное восприятие текста. Но в целом мерное течение пересказа уже ничто не нарушает. И волны зрительского внимания равномерно накатывают и откатывают от сцены, омывая этот остров, ставший могилой для десяти персонажей.

Михаил Лебедев

режиссер-постановщик спектакля «И никого не стало»:

— Агата Кристи — классик жанра. «Десять негритят» — великий, один из лучших детективных сюжетов. Что может произойти с десятью абсолютно незнакомыми людьми, оказавшимися запертыми на острове? Тайны, подозрения, животный страх и встреча со смертью — все это предстоит пройти героям. А в итоге… Добро пожаловать в таинственный и манящий мир Агаты Кристи.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации