Самарские сталкеры. Как современное искусство трактует и создает мифы

Сотрудники «Виктории» собрали легенды и мистику про нашу область в рамках одной выставки.

В пространстве Victoria Undeground галереи «Виктория» открылся Зал новейшей реальности Самарской области (ЗНРСО). Люди постарше могут вспомнить 90-е годы прошлого века — смутное время, когда газеты публиковали множество мистических историй, связанных с нашим городом и Жигулевскими горами. А новое поколение и не слышало об этом. Коллектив галереи «Виктория» собрал воедино материалы о непознанном — и текстовые, и графические. Зал новейшей реальности — еще одна страничка в жизни импровизированного Дворца культуры, в который превратилась с подачи кураторов самая популярная среди молодежи галерея.

На самом деле специфика богатейшей природы Самарской области дает богатую почву для разного рода встреч с неизведанным. По словам искусствоведа Сергея Баландина, каждая исследовательская или творческая группа вырабатывает свои системы регистрации наблюдений и формы репрезентации аномального опыта, полученного в той или иной точке городского или природного ландшафта.

На стендах можно прочесть историю ушедшего под землю Муромского городка в окрестностях села Валы, призраков вокруг Каменной Чаши в Ширяево, Мраморного колодца у Гавриловой Поляны, откуда, по легенде, можно спуститься в подземный мир Жигулей. Вход, конечно, охраняет Хозяйка гор. А еще лучше пойти на поиски таинственного места в Жигулях — Ош-Пандо-Нерь. Это древнее святилище местных угрофинских народов.

У нас в самом деле есть куда отправиться за острыми ощущениями накануне Хэллоуина. На выставке представлена карта современных мифообъектов на территории Самарской Луки. Рядом снимки НЛО, сделанные «очевидцами», и записи о контактах с внеземной цивилизацией в Жигулевских горах. Уфологи считают, что наша местность обладает большой энергетикой, притягивающей инопланетный интерес. Проиллюстрировано также предположение о том, что вся лука — это огромная энергетическая геомашина. Представлены абстрактные работы самарских художников, способных, по их словам, почувствовать мистические токи от разных объектов города и области. Дарья Емельянова изобразила фата-моргану — силуэт огромной кошки над горами, а Владимир Кожанов, рисуя осенний пейзаж, с помощью обобщений и ярких красок превращает его в образ далекой планеты. Дмитрий Кадынцев написал целую серию работ под загадочным названием «Транзит». Возможно, из одного измерения в другое. Это тоже тема местных сталкеров.

Уже ушедший из жизни самарский художник Евгений Казнин представлял на своих работах духов Жигулей. «Жители полей. Дерево» — название написанной им в 1974 году работы. А, казалось бы, обычный натюрморт с абстрактными подсолнухами поименовал «НЛО. Попытка маскировки». Рериховский горный пейзаж с кучей сложенных холмом разноцветных камней автор вообще назвал мистически: «Моя могила. Ко мне пришел Виталий Печерский. Самарская лука».

И деятели искусства, применяющие в своем творчестве самые современные технологии, как, например, Владимир Логутов, не чужды мечтам о таинственном, существующем рядом с нами. Его видео «Структурирование пространства» показывает, как над замерзшей Волгой, рядом с мирно рыбачащими самарцами, возникает пульсирующий шар — портал в неизведанное.

На выставке есть место и для городских легенд. Например, вырезка из одной из самарских газет 90-х годов рассказывает о найденном в центре города бездонном колодце. На полном серьезе даются комментарии эксперта из Всероссийского общества по охране памятников культуры и представителя городских властей. Они рассуждают о том, как законсервировать для дальнейших исследований эту сенсационную находку. Можно представить, насколько подобные статьи волновали умы людей, живших от лечебных телесеансов с участием Кашпировского до радиошепота заряжавшего целебной энергией банки с водой Алана Чумака. Впрочем, даже у современного посетителя выставки закрадываются в душу сомнения: уж не существует ли и поныне ведущий в преисподнюю колодец где-нибудь у меня во дворе за гаражами?

Людям свойственно искать таинственное во всем. Вот недавно начали появляться «инсталляции» неизвестного автора прямо на Ленинградке, рядом с ТЦ «Опера». Видим то красиво разложенные женские сапоги, явно выброшенные хозяйками, то предметы домашней утвари советского периода, то расположенные в определенном порядке старые журналы и книги. Прохожие удивляются: что бы это все значило? Возможно, на наших глазах рождается еще один художник-мифотворец.

Выставка в «Виктории» (улица Некрасовская, 2) будет работать
до 1 ноября (16+). Вход группами, в масках.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close