Одухотворенная глина. Филиал Третьяковской галереи открыл выставку «Стихии Анны Голубкиной»

Побывали там одними из первых. Рассказываем, почему туда стоит сходить.

Еще не закончена реставрация памятника советского конструктивизма Фабрики-кухни, где разместится филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре, а его сотрудники уже открыли первую выставку. Проходит она в Музее модерна, бывшем особняке Александры Курлиной. Называется «Стихии Анны Голубкиной» и рассказывает о первой в России знаменитой женщине-скульпторе.

Уголок мастерской

Всего в экспозиции почти сто экспонатов. К московским добавились работы, хранящиеся в Самарском художественном музее. Главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова рассказала, что окончательному формированию коллекции для выставки в нашем городе предшествовала долгая и кропотливая работа искусствоведов. Они старались сделать все, чтобы экспозиция хорошо смотрелась в уникальных интерьерах дома Курлиной. Поэтому сюда привезли камерные работы, а также акварели Голубкиной, которые долгое время были недоступны широкой публике. В одной из комнат второго этажа воссоздали уголок творческой мастерской художницы. Здесь можно увидеть последнюю работу Анны Семеновны — «Березка». Это образ смелой, решительной и прекрасной девушки, идущей наперекор ветру. В этом вся сущность первой в России женщины-скульптора.

Зарайск-Париж

Первую экскурсию по выставке провела заведующая музеем-мастерской Голубкиной Елена Ильина. Она рассказала о трудном пути девочки из мещанской семьи к вершинам изобразительного искусства. Помогая матери-огороднице в старинном русском городе Зарайске, Анна постоянно находилась в тесном соприкосновении с природой — растениями, землей, тихой речкой под названием Осетр. Особенно ей нравились полевые цветы и кусочки глины, из которых можно было вылепить все что угодно. И эта страсть не проходила с годами. Наконец в возрасте 25 лет девушка отправилась в Москву, поступила в Классы изящных искусств архитектора Анатолия Гунста. Затем училась несколько лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской Сергея Иванова, продолжила занятия в училище при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Начиная с 1895 года Голубкина подолгу жила в Париже. Посещала занятия академии Коларосси. Работала в собственной мастерской. Изучала технологию обработки мрамора. С 1897 года пользовалась консультациями французского скульптора Огюста Родена. В эти годы Голубкиной созданы такие произведения, как «Старость», «Портрет Э.-Ж. Бальбиани», «Женская маска в блоке». Первая на весеннем Парижском салоне в 1899 году была удостоена бронзовой медали. Этому произведению выделили целую витрину в самарской экспозиции. Здесь и маска пожилой женщины — этюд к полифигурной композиции, и парижская фотография Анны рядом со своей скульптурой, и сама почетная медаль.

Чуткие руки

Если первые творения скульптора были вполне реалистичными, как, например, портрет ее деда, также представленный в Самаре, то впоследствии, во Франции, изучая творения импрессионистов и затем экспрессионистов, девушка начинает понимать: главное — не точное отображение человека, а выражение чувств и эмоций, связанных с ним. Ее манера меняется. Она как бы возвращается к своей детской лепке из глины. Даже на бронзовых отливах и каменных фигурах видны следы ее энергичных пальцев. Поверхность скульптур обретает текучесть и шероховатость. Это можно сравнить с творческими поисками ее современника, живописца Николая Фешина, который лепил руками образ портретируемого на холсте.

Наконец к Голубкиной пришла известность. Ей заказывают бюсты знаменитостей. Например, Московский комитет РДРСП(б) просит в 1905 году изваять Карла Маркса. Скульптура, показывающая его прежде всего как мыслителя, сослужила впоследствии автору хорошую службу. Ее талант чтили и после революции, а после смерти открыли в Большом Левшинском переулке музей-мастерскую скульптора.

Ее «безделушки»

Вращаясь в богемных кругах Серебряного века, Анна запечатлела многих знаменитостей: мецената Савву Морозова, учредителя Союза русских художников Василия Переплетчикова, скульптора и живописца Екатерину Никифорову, поэта-символиста Вячеслава Иванова. В Самарском художественном музее хранится изображение молодого Алексея Толстого ее авторства. В начинающем писателе и не очень удачливом поэте женщина-скульптор сумела разглядеть одаренного литератора.

Еще одна комната посвящена образам жителей родного Зарайска. Скульптор обращается к искусству Древнего Египта. Ее старухи и бабы предстают в образе загадочных сфинксов, подчеркивая вечность женского начала на Земле. Особое внимание привлекают удивительные камеи из раковин и слоновой кости. Тонкость их исполнения кажется вовсе нереальной, если вспомнить о том, что Голубкина не отличалась хорошим зрением и постоянно носила очки-пенсне. Их тоже можно увидеть рядом на витрине. Эти драгоценные «безделушки» помогали автору выжить в самые трудные времена. Она писала друзьям: «Я продала несколько камей, и деньги у меня есть. Теперь у меня тепло, и в мастерской работают ученицы 2. Они мне не мешают».

Выставка продлится до 13 декабря (0+).

Михаил Савченко

Директор филиала Третьяковской галереи в Самаре:

— Я думаю, что трудно найти выставку, которая так органично смотрелась бы в интерьерах, созданных выдающимся архитектором Александром Зеленко, и которая была бы столь подходящей для начала деятельности самарской Третьяковки. Долгое время моя профессиональная жизнь была связана с Музеем модерна. И когда я увидел в Москве экспозицию работ Анны Голубкиной, которая как никто другой из отечественных скульпторов отражает поиски и находки людей искусства Серебряного века, я сразу загорелся идеей привезти ее в наш город. Модерн — это то, что мы любим и ценим в Самаре. «Стихии Анны Голубкиной» — первая за полвека ретроспектива великого мастера за пределами Москвы.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close