«Женитьба Бальзаминова». Несколько слов о русском Шекспире

Режиссер Нина Чусова накануне премьеры рассказала о своем спектакле по Островскому.

Известный режиссер Нина Чусова провела творческую встречу в Самаре. 1 октября в «СамАрте» состоится показ ее спектакля «Женитьба Бальзаминова» (16+). За две недели до премьеры в стенах театра она разбирала феномен актуальности текстов Александра Островского.

Нина Чусова

Родилась в Воронеже. Окончила актерский факультет Воронежского государственного института искусств. По окончании института играла на сцене Самарского академического театра драмы имени М. Горького.

В 2001 году окончила режиссерский факультет Российской академии театрального искусства (курс Леонида Хейфеца). В 2009-м открыла «Свободный театр Нины Чусовой».

С 2012 года — художественный руководитель и главный режиссер театра сказки «Аквамарин» в Москве.

Ставила спектакли в театрах «Сатирикон», «Современник», «Содружество актеров Таганки», имени Пушкина, имени Моссовета, РАМТе, МХАТе, Свердловском театре музкомедии, Новосибирском молодежном театре «Глобус».

В Самаре поставила два спектакля: «Борис Годунов» в театре оперы и балета и «Опять цветет акация…» в «СамАрте».

— В 2004 году произошла моя встреча с ним на сцене театра «Современник» — постановка пьесы «Гроза». С легкой руки Галины Борисовны Волчек. Я думала, что это не мой автор, но именно благодаря ей начала в него вчитываться, вдумываться. Мне казалось, что его пьесы слишком легковесны, просты и понятны для нас в XXI веке. Потом поняла, что он писал о своих современниках. По сути, новая драма того времени. Островский высмеивал то, что было вокруг него. Тогда мне стало ясно, что нужно его трафарет наложить на нынешний день. И получается, что все сюжеты и проблемы, о которых он писал, — о нас с вами.

Про Бальзаминова создана целая трилогия — это же комедийный сериал! О герое, который повернут на том, чтобы стать богатым. Он в принципе неплохой человек. Там вообще нет отрицательных героев. Бальзаминову не дает покоя вопрос: почему бедный должен быть бедным, а богатый — богатым? Сегодня это актуально как никогда. Есть же сейчас такое понятие, как карта желаний. Когда девушки загадывают себе: хочу замуж за богатого, хочу поехать в Канны, хочу машину… Это и есть Бальзаминов. Поэтому мы его совершенно не осуждаем. Его гениальная и абсолютно современная фраза: «Мне все богатые невесты красавицами кажутся; я уж тут лица никак не разберу».

Островский высмеивает беззлобно. Найдите сегодня автора, который видит все отрицательные черты персонажа, но не уничтожает его. Александр Николаевич словно подносит к нам зеркало и говорит: «Вы не плохие, просто потеряли приоритеты. У вас в голове что-то перевернулось».

Интересно искать общие черты у персонажей Островского и людей, которых мы видим в жизни. Как мама Бальзаминова переживает за сыночка. Как ей хочется, чтобы у ее мальчика все получилось. Какие у них нежные отношения.

Ориентируясь на название пьесы «За чем пойдешь, то и найдешь», я решила добавить в текст еще пословиц. Небольшой ликбез по русской народной культуре. Они так потрясающе звучат для современного уха. Целые диалоги можно на них построить. Русский язык такой богатый, что совершенно непонятно, зачем внедрять в него английские слова.

Всегда спрашиваю у артистов, удобно ли им говорить на языке пьес Островского. Они отвечают, что да. А он ведь сложный. Почему так? Потому что каждое предложение несет на себе определенную эмоциональную нагрузку. Персонажи N и B говорят неодинаково. Что меня раздражает в современных пьесах? Если убрать имена героев, станет непонятно, кто говорит. Но ведь в жизни у каждого есть своя манера речи, любимые слова, интонация. У Островского можно по одному предложению понять характер человека. Как у Чехова, Гоголя и других больших авторов. Это даже в пунктуации заложено. Островского нужно читать много. Его пьесы научат через буквы различать людей и формировать живых, объемных персонажей из плоти и крови.

Какое-то время в театре было немодно брать пьесы с сюжетом, сейчас это проходит. У Александра Николаевича потрясающие истории в основе его текстов. Нам хочется наблюдать за развитием личности от и до. Получается, что сегодня Островский выполняет ту же миссию, что и в свое время: расчищает своими фабулами и сюжетами театральную вязкость.

Может быть, пандемия наложила свой отпечаток, но нам захотелось сделать спектакль в жанре кабаре. У каждого персонажа свой музыкальный стиль: джаз, босанова, рэп. Если зритель будет танцевать и начнется дискотека, я только за. Должно произойти наполнение витаминами, чтобы публика узнала себя и посмеялась над собой.

«Женитьба Бальзаминова»

Над постановкой по пьесе Александра Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» в «СамАрте» работают: режиссер Нина Чусова, сценограф Владимир Мартиросов, художник по костюмам Анастасия Глебова, композитор Василий Тонковидов.

Павел Маркелов

художественный руководитель и актер театра «СамАрт»:

— Мы решили, что после трех наших масштабных, тяжеловесных и серьезных премьер — «Горе от ума», «Иванов», «Трехгрошовая опера» — нужно компенсировать репертуар чем-то легким, жизнерадостным. И тогда подумали, что следует обратиться к русскому Шекспиру, как его в свое время окрестили театроведы.

С Ниной Владимировной у нас давний опыт знакомства. В 2012 году она поставила в театре спектакль «Опять цветет акация…». Это хулиганка, которая славится тем, что умеет работать с классикой акробатическим образом. В ее изложении хрестоматийные произведения звучат современно. Нам показалось, что именно такой подход требуется при постановке популярной пьесы. Чусова сумеет отыскать в тексте что-то родное, близкое и узнаваемое для современных подростков.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close