«Требуется зритель». «Доктор Чехов» представляет постановку по очерку Чапека

Рассказываем, почему стоит сходить на новый спектакль.

Как правило, режиссеры ставят спектакли о том, что волнует публику. Но иногда обращаются к теме, понятной и близкой людям театра. Ссоры из-за распределения ролей, пренебрежение репетициями из-за халтуры, мелочные претензии и непомерные амбиции — все эти атрибуты создания спектакля с искренней нежностью 95 лет назад были описаны в новелле Карела Чапека «Как ставится пьеса», а в наши дни с неменьшей любовью перенесены режиссером Олегом Скивко на сцену.

Для одних зрителей работа Самарской актерской мастерской «Доктор Чехов» «Требуется зритель» (16+) станет откровением о закулисной жизни, для других — взглядом в зеркало («Совсем как у нас театре!»). Но всех точно порадуют режиссерская изобретательность и актерское мастерство. 

Самарская актерская мастерская «Доктор Чехов» — авторский проект актрисы, режиссера и драматурга Аллы Коровкиной, объединяющий профессиональных артистов театров города. Он построен на принципах студийности. С 2014 года создано восемь спектаклей, которые с успехом шли и идут на разных сценах. В настоящее время «Доктор Чехов» работает на площадке театра «Место действия» (улица Никитинская, 53).

Скивко известен самарскому зрителю по работам в театре драмы («Божьи одуванчики»), «СамАрте» («Провинциальные анекдоты») и «Актерском доме» («Сконапель историар» по «Мертвым душам» Николая Гоголя). Его знаменитый моноспектакль по Василию Шукшину «До третьих петухов» с Олегом Беловым собрал огромное число наград на различных фестивалях. Эта постановка продемонстрировала публике авторский почерк Скивко. Максимальная выразительность минимального набора средств. Этот же прием использует автор в спектакле «Требуется зритель». Бельевая веревка, прищепки, пустые папки-файлики, чемодан, три стула и шляпы.

— Я предпочитаю минимализм, — рассказал режиссер. — Бутылка становится гранатой, потом подзорной трубой. Мне интересно показать публике верхушку айсберга, а что там внутри, она домыслит сама. Театр — вещь условная. Здесь не может быть настоящей крови. Героя убивают, а потом актер встает и кланяется. Настоящее должно происходить у зрителя внутри.

Но это возможно, конечно, при условии актерского мастерства. Три артиста воплощают на сцене десятки персонажей, не имея при этом возможности «прикрыться» декорациями или выразительными костюмами. И прекрасно справляются с поставленной задачей. Своей труппы САМ «Доктор Чехов» не имеет и потому ангажирует актеров из разных театров. Владимир Лоркин («Самарская площадь») обаятелен и убедителен в ролях высокопоставленных чиновников и главного человека в театре — режиссера. Евгений Клюев («СамАрт») прекрасно воплощает на сцене застенчивых и робких служителей Мельпомены, в том числе альтер эго Чапека — автора пьесы. Елена Боляновская («СамАрт») демонстрирует свои пластические возможности и комедийный талант.

Скивко удается найти единственно верную интонацию для переноса на сцену сложного ироничного текста новеллы Чапека, предназначенного больше для чтения, чем для постановки. Эксцентричная, отчасти клоунская манера существования артистов позволяет им легко менять «маски» и рисовать, словно мелом на доске, условную картинку, которая обретает объем и красочность уже в голове зрителей.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close