Пикник на Коровьем, свидание в «Аквариуме». Гид по развлечениям Самары XIX века

Для тех, кто устал от путеводителям по современным заведениям.

Дореволюционную Самару называли русским Чикаго. Город переживал период бурного экономического роста. Иногда местные дельцы сколачивали солидные капиталы за считанные годы. Соответственно, развивалась и сфера развлечений. Sgpress.ru узнал, где и как отдыхали состоятельные самарцы в XIX веке.

Драмтеатр

В 1851 году в Самаре, возведенной в ранг губернского города, появился профессиональный театр. В свой первый сезон он показал публике очень острую, особенно для того времени, комедию Николая Гоголя «Ревизор». И с тех пор самарцы стали завзятыми театралами.

Поступить в местную труппу было счастьем и для начинающих актеров, и для мастеров сцены. В 1870 году именно наши земляки имели счастье открыть на своей сцене удивительный русский талант — юную Пелагею Стрепетову. Она потрясла зрителей, исполняя роль Лизаветы в драме Алексея Писемского «Горькая судьбина». Это произведение стало вершиной творчества знаменитого писателя. Партнерами Стрепетовой по сцене были замечательные артисты: Александр Ленский, Модест Писарев, Мария Савина, Павел Орленев.

В 1886 году было решено отстроить новый каменный театр. Его проект подготовил архитектор Михаил Чичагов.

Знаменитый актер и антрепренер Иван Новиков стоял у истоков появления в нашем городе «Самарской газеты». Он задумывал это издание прежде всего как театральное. Планировал публиковать на его страницах афиши и отзывы на спектакли. В 1895 году работавший в «СГ» Алексей Пешков под псевдонимом Иегудиил Хламида писал рецензии и критические заметки о местных постановках. А в 1901-м в Самаре состоялась премьера спектакля «Фома Гордеев» по повести уже ставшего известным Максима Горького.

Владимир Кригер

Актер и режиссер

«Да, Самара была «настоящая провинция». Сколько в ней существовало истинных ценителей театра, ценителей, не стеснявшихся выражать открыто свои чувства, что особенно ярко сказалось по окончании нашего последнего спектакля. Публика долго не расходилась по домам, качала у театра своих любимцев, а некоторых даже несла на руках до самой квартиры. «Не уезжайте!», «Без вас пустота!», «На память расскажите что-нибудь!».

Иегудиил Хламида

Фельетонист Самарской газеты

«Демократически настроенная интеллигенция полюбила драму и не мыслит себе жизни без посещения ее спектаклей. Мы выступаем против бессодержательных пьес, призванных развлекать купцов и самарских обывателей».

Мужские клубы

Главы зажиточных семей после трудового дня отдыхали в клубах по интересам. Один из первых таких в Самаре — Благородное собрание. Клуб располагался в лучшем на тот момент доме города, который принадлежал купцу Егору Аннаеву. Здесь собирались, чтобы сыграть в карты или провести вечер в библиотеке.

В 1869 году образовался второй клуб — Сельскохозяйственное собрание. По словам организаторов, его целью было сближение людей, интересующихся земледелием. Но в реальности, как вспоминали современники, там постоянно играли в карты и бильярд, иногда устраивали танцы. По тому же принципу работал третий клуб — Коммерческое собрание.

Немного иначе обстояли дела в Военном собрании. Там не только веселились, но и разбирали различные вопросы, имеющие отношение к вооруженным силам, читали и обсуждали сочинения офицеров.

Часто в клубах отмечали юбилеи известных личностей и годовщины знаменательных событий. Иногда члены собрания ехали на пристань — пообедать на пришвартовавшемся судне. Повара на пароходах были отменные и славились фирменными блюдами.

Петр Алабин

Общественный деятель

«Главное проявление общественной жизни в Самаре — в клубах, за картами или изредка за танцами в маскарадах и театрах. К особенности Самары надлежит отнести предпочтение удовольствий общественных домашним. Здесь всегда были редки балы и вечера».

Ипподромы

Днем рождения самарского ипподрома принято считать 15 января 1891 года. В этот день на льду реки Самары прошли первые скачки. В 1903-м Общество охотников конского бега обустроило ипподром на участке между Аннаевским и Постниковым оврагами. На восточной, длинной его стороне возвели изящный павильон в мавританском стиле. Оттуда зрители наблюдали за соревнованиями. Несколько раз в год там проходили бега на призы, работал тотализатор.

Ипподром просуществовал до 1911 года, после чего на его месте началось сооружение Трубочного завода. Скачки стали проводить на льду Волги. Место для соревнований огораживали небольшим забором, а рядом ставили теплушку.

Второй ипподром, принадлежавший Самарскому скаковому обществу, был открыт 1 июля 1897 года. Каждый год там устраивали скачки, на которых выступали гусары Александрийского полка и оренбургские казаки. В соревнованиях для простого люда участвовали цыгане и татары.

Ресторан «Аквариум»

6 октября 1906 года на улице Самарской, 95 были открыты концертный зал и ресторан «Аквариум». Это одно из самых знаменитых зданий города в стиле модерн. Оно было построено по заказу братьев Ивановых — владельцев гостиницы «Гранд-отель».

Фасад украшали пять барельефов. В советское время они были скрыты под слоем штукатурки, но сейчас их восстановили. Фигуры танцующих и играющих на музыкальных инструментах вакханок напоминают об эллинистических празднествах в честь Диониса — бога виноделия.

«Аквариум» был центром веселья и кутежа. В ресторане давал представления театр варьете, пели цыганский и казачий хоры. В отдельных кабинетах самарское купечество «обмывало» удачные сделки. Здесь же проходили деловые переговоры и тайные любовные свидания.

Юрий Мейер

Писатель и журналист

«Для зажиточных людей в Самаре был ряд развлечений. Было два клуба, в которых велась крупная игра в «шмен де фер» и «макао». Был кафешантан под обычным названием «Аквариум». Летом в Струковском саду был открыт громадный ресторан, а на Волге на большой барже — роскошно обставленный яхт-клуб.

Самара отличалась от многих губернских городов тем, что имела постоянное каменное здание цирка. Это было одним из главных развлечений самарцев. Если в Петербурге и Москве цирки были под вывеской итальянцев Чинизелли и Труцци, то Самара была под влиянием Сибири, где цирк пользовался громадным успехом. Обыкновенно тут гастролировал цирк Стрепетова из Омска, приезжали к нам и знаменитые Бим и Бом».

Театр-цирк «Олимп»

1 декабря 1907 года на углу улиц Саратовской и Москательной (Фрунзе и Льва Толстого) свои двери для широкой публики открыл театр-цирк «Олимп». Это здание смело можно было назвать шедевром русского провинциального модерна. Его создал архитектор Платон Шаманский.

Двойное название объяснялось своеобразием конструкции. При снятии кресел в центре партера и установки съемного барьера зрительный зал превращался в арену.

Адрес-календарь Самарской губернии за 1908 год сообщал об «Олимпе»: «Имеется собственный постоянный концертный оркестр под управлением капельмейстера А.Г. Крюковича… Роскошный буфет…Первоклассная кухня». Не случайно знаменитый Леонид Дуров в том же году дал здесь целых шесть представлений. Но в этих стенах выступали не только артисты цирка.

Помимо обычных, веками установленных номеров третью часть программы часто отводили чемпионату французской борьбы. Хотя все результаты были подстроены, доверчивая публика с громадным интересом относилась к этому виду спорта. Самый большой в городе зрительный зал на 1 100 мест и прекрасная акустика сделали «Олимп» привлекательной площадкой для исполнителей самых разных жанров. На его сцене выступали известные артисты, читали лекции выдающиеся ученые, ставили оперы и драмы гастролеры.

Театр-цирк пользовался огромной популярностью среди самарцев. Рекорд посещаемости был побит в октябре 1909 года, когда свой единственный концерт в губернской столице давал Федор Шаляпин. Публика заполнила не только сидячие и стоячие места, но и все мыслимые и немыслимые закоулки зрительного зала.

Пикники за Волгой

Жители губернского города любили отдыхать на природе. Начиная с весны по воскресным дням и церковным праздникам они выезжали за Волгу или на острова. Перебирались на лодках, которые чуть ли не шли ко дну под грузом самоваров и корзин со съестным.

В фондах музея Алабина сохранились фотографии с подписью «Самарские купцы и чиновничья знать на пикнике на Коровьем острове». На одном снимке во главе стола сидит Владимир Якунин, бывший в 1906 — 1910 годах самарским губернатором. Справа от него — основатель Жигулевского пивзавода Альфред фон Вакано. На втором — белобородый Дмитрий Мясников, в 1907 году избранный городским головой. За обильно уставленным яствами столом находятся и дамы. По предположению сотрудников Музея модерна, на первом плане — жены братьев Курлиных: Екатерина, в девичестве Шихобалова, и Александра, в девичестве Журавлева, — хозяйка знаменитого особняка на улице Саратовской (Фрунзе).

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close