«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре

04.09.2020

187

Автор: Ксения Ястребова

«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре

Будут работать пять залов, каждый из которых посвящен разным граням таланта мастера.

25 сентября в 10.00 на площадке Музея модерна начнет свою работу первая выставка филиала Третьяковской галереи в Самаре «Стихии Анны Голубкиной» (0+). Ученица великого Огюста Родена, первая женщина-скульптор в России, одна из основательниц национальной скульптурной школы, – это все про нее. Публикуем полный гид по выставке.

В Музее модерна будут представлены произведения скульптора из коллекций Государственной Третьяковской галереи и Самарского областного художественного музея. Экспозицию составят произведения из бронзы, гипса, мрамора, а также графика и украшения. Всего в залах разместится почти сто экспонатов. Жители нашего города смогут увидеть все этапы и направления более чем тридцатилетнего творческого пути мастера — импрессионизм, символизм, экспрессионизм, увлечение искусством Древнего Египта, Месопотамии и Греции. 

Выставка будет тематически разделена на пять частей. Каждый зал будет посвящен разным граням таланта Голубкиной.

«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре
«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре

Зал №1 « Зарайские сфинксы»

Посетители смогут ознакомиться с мифологическим направлением в творчестве Анны Голубкиной. Особенно ярко оно проявилось во время жизни скульптора в родном городе Зарайске с 1904 по 1910 годы. 

Серия «Зарайские сфинксы» стала результатом увлечения Анны Голубкиной древневосточной культурой, в частности скульптурой Египта и Ассирии. Прообразами для серии выступили  реальные женщины – жительницы русской провинции. В их облике скульптор увидела черты сфинксов. Простые женщины предстают хранительницами глубинных жизненных основ и нравственных традиций своего народа, символами мудрости и тайных знаний. Автор размышляет о вечном и сиюминутном, исчезнувших цивилизациях и проблемах современности.

Одна из центральных работ — изваяние «Женщина в платке», созданное из гипса и камня. Важное место на выставке занимает и бронзовый этюд «Старая». Он является фиксацией натурных наблюдений скульптора. Этюд стал началом одноименного символического образа в мраморе. 

«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре
«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре

Зал №2 «Рождение стиля»

В зале будут представлены знаковые работы скульптора, показывающие формирование уникального стиля и движение от традиции к модерну. В зависимости от стоящих перед Голубкиной творческих задач, характера модели и избранного материала, она находила новые способы воплощения художественного образа.

Анна Голубкина стала первым русским скульптором-импрессионистом. Она создавала произведения, не сглаживая поверхность скульптуры, а работая открытыми мазками. Таким образом мастер создавала подвижные светотеневые эффекты, акцентировала внимание на материале — глине.  Среди таких работ — «Старик-натурщик», «Итальянский мальчик», «Старик из часовни». Одним из ярких произведений стал портрет Михаила Лермонтова в образе поэта, ушедшего в творческие раздумья.

Мыслящая фольклорными образами Голубкина создала собственную лирическую мифологию природы. Произведения «Лужица», «Тюлень», ваза «Кочка», рельеф «Болото» объединены темой природных стихий.  Посетители смогут увидеть, как легкая и живая лепка рождает зыбкие видения неведомого мира, погруженного в дремоту.

«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре
«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре

Зал №3 «Портреты»

Анна Голубкина была мастером психологического и символического портретов. На выставке можно будет увидеть скульптурные бюсты известных людей — исторических деятелей, художников, писателей. Это и Алексей Толстой, и Андрей Белый, и Карл Маркс, и Василий Переплетчиков. Одновременно с портретами знаменитых людей эпохи Голубкина создавала на миниатюрах образы родственников, друзей или просто знакомых. Все они отмечены проницательностью и подлинной искренностью.

«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре

Зал №4 «Мастер и материал»

В зале будет воспроизведен фрагмент знаменитой мастерской Анны Голубкиной, которая находится в Москве. Родные скульптора сберегли ее в неприкосновенности.  До сегодняшнего дня Музей-мастерская Анны Голубкиной является единственным сохранившимся в столице скульптурным ателье эпохи Серебряного века.

Посетители смогут заглянуть в творческую студию, в которой представлены подлинные инструменты и станки Анны Голубкиной. Станки под скульптуру мастер настраивала соответственно своему высокому росту, каркасы из проволоки для будущих скульптур она делала сама. Важным условием работы скульптора являлось качество инструментов для работы по глине, дереву, камню. Многие из них она привозила из-за границы. Например, пунктир-машину для перевода произведения из глины в твердый материал. 

Можно будет увидеть, как работала скульптор, как новаторское отношение к материалу сформировало новую пластику в ее произведениях. 

Зал №5 «Зарайский сад»

Экспозиция будет посвящена малой родине скульптора — небольшому городку Зарайску. Он оказал огромное влияние на личность и творчество Анны Голубкиной.

Одна из граней таланта знаменитого мастера – ботанические иллюстрации. Голубкина создает их многие годы, в том числе и в родном Зарайске. Акварельные рисунки стоят между художественным изображением и ботанической иллюстрацией. С одной стороны, она не стремится к точному воспроизведению морфологии, формы, цвета, деталей растений. С другой, работая в традициях графического гербария, она оставляет на полях названия растений. В акварельных листах Голубкина оставила обширную коллекцию цветущих растений своего времени, запечатлев более четырехсот экземпляров.

Уникальным художественным явлением в деятельности Голубкиной являются камеи из морской раковины и слоновой кости. Сейчас их известно около пятидесяти. Анна Голубкина создавала камеи на разную тематику. Это портреты, пейзажи, анималистические композиции, сказочные и бытовые сюжеты, а также мотивы, восходящие к евангельской иконографии. Созданные на протяжении двух десятилетий произведения показывают меняющийся стиль резьбы: от энергичных резок и высокого рельефа ранних изделий Голубкина переходит к мягкой, почти сплавленной манере изображения в поздних работах с низким рельефом.

«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре
«Стихии Анны Голубкиной»: полный гид по первой выставке Третьяковки в Самаре

Организаторы выставки:

Государственная Третьяковская галерея
Филиал Государственной Третьяковской галереи в городе Самара
Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина
Музей модерна
Самарский областной художественный музей
Галерея «Виктория»

Проект реализован при поддержке Л.В. Михельсона.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации