Искусство из-под пола: начинающий куратор представит проект о старом городе

На улице Молодогвардейской покажут мозаики из кирпичей, коллажи и фото. Мы пообщались с молодым куратором выставки.

В субботу, 15 августа, в рамках второй квартирой триеннале на Молодогвардейской, 80 с 16:00 до 19:00 пройдет выставка «Город под ногами» куратора Василисы Назаровой.

Василиса Назарова уже много лет работает преподавателем живописи и декоративно-прикладного искусства в Самарском государственном колледже. Однажды она решила, что хочет стать куратором. Девушка прошла отбор в лабораторию кураторских практик «Медиатор» от ивент-лейбла «Местные» на базе помещений галереи «Виктория». Здесь она и создала свой первый большой проект — «Город под ногами». Это выставка, посвященная исторической части города и сохранению её элементов в произведениях искусства. Кроме самой Василисы, в ней приняли участие художницы Яна Любавская и Ирина Севостьянова. Для своих работ они использовали материалы городской среды: кирпичи, камни, старые газетные вырезки.

Поговорили с начинающим куратором о современном искусстве в Самаре, цензуре и взаимоотношениях с художниками.

— Василиса, расскажи, как ты создавала «Город под ногами»?

— Суть проекта в том, что многие дома разрушаются. Какие-то мы пытаемся сохранить, какие-то мы теряем безвозвратно. Это попытка оставить память о них в произведениях искусства. Одна из художниц – Яна Любавская, занимается художественной мозаикой для интерьеров. Как-то она поделилась со мной мыслью, что можно сделать мозаику из колотого кирпича. Всё это переросло в смысловой проект. К нему присоединились мои коллажи из архивных бумаг. Их нашли под полом в здании, которому больше 100 лет. У Ирины Севостьяновой коллажи состоят из фотографий с фрагментами старых домов, фактур и предметов. Один из преподавателей «Медиатора» – Сергей Баландин, помог мне реализовать «Город под ногами». Он предложил выбрать уличную локацию, чтобы вписать работы.

— Тебе нравилось учиться у такого опытного куратора, как Сергей Баландин?

— С Сергеем у меня нет долгих деловых отношений. Мы познакомились, когда я училась в школе современного искусства «QUADRO» у Оксаны Стоговой.  Я не понимала, что он за человек. Я даже могла сказать, что он мне не очень нравился. Когда мне сказали, что наставником у меня будет Сергей, я сначала напряглась. Потом мы встретились. Я поняла, что он хороший и очень увлечённый человек. Когда мы с ним были наедине, я даже рассказала о том, что переживаю из-за своего возраста – на лекциях все были молодые. Может, я переросла всё это? Сергей сказал, чтобы я не парилась, что проект интересный.

— Как ты считаешь, с эйджизмом надо бороться?

— Не нужно обращать на внимание на стереотипы, но нельзя перегибать палку.

— Что для тебя кураторская деятельность?

— В первую очередь — это искусствоведческая деятельность, ты должна разбираться в стилях и художниках. Я долгое время училась этому. Но до сих пор я постоянно узнаю что-то новое, что-то новое делаю.

— Должен ли куратор стараться приблизить современное искусство к зрителю и сделать его более понятным?

Да, однозначно. Чаще всего выставка выстраивается по готовым работам. Их нужно объединить какой-то темой. Также можно просить художников, чтобы они сделали новые работы. Дальше нужно разрабатывать экспликацию к выставке, здесь куратор уже думает о целевой аудитории. Экспликация всегда очень помогает. Чтобы погрузиться в работы, нужно прочитать тексты к ним.

— С какими художниками ты готова работать – есть ли критерии?

— Человеческие качества для меня несомненно важны. Если это проект галереи, то это нужно будет проглотить, и общаться с художником независимо от личного отношения. Кроме того, важна эстетичность работы и некая цензура. Например, я не вижу ничего плохого в работах на сексуальные темы, но я бы отказалась от проектов в поддержку ЛГБТ. Не потому что я к ним плохо отношусь, не считаю, что это нужно… в таком масштабе. Это лично моё.

— Цензура в искусстве – хорошо или плохо?

— Хорошо.

— Чем ты будешь заниматься после медиатора?

Недавно я связалась с человеком, который показал мне 19 лет назад, что рисунок и живопись могут быть другими. У него была своеобразная техника рисования пастелью. Этот художник предложил мне курировать его выставку. Дальше – не знаю. Вообще я думала насчёт филиала Третьяковской галереи, но мне сказали, что там уже набрали сотрудников.

Фото: Василисы Назаровой и лаборатории «Медиатор»

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close