Пластическая элегия любви. В оперном театре покажут балет «Ленинградская симфония»

15.08.2020

775

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Владимир Пермяков

Рассказываем об истории этого балета и почему стоит на него сходить.

В ноябре в Самарском академическом театра оперы и балета состоится премьера спектакля «Ленинградская симфония» (12+).

История этого произведения такова. Либретто и хореографию одноактного балета на музыку первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича создал Игорь Бельский в 1961 году. В Советском союзе спектакль шел повсеместно. В 1986 году в Куйбышеве его поставил сам Бельский.

Дирижер-постановщик современной версии спектакля — Евгений Хохлов. Возвращением «Ленинградской симфонии» на самарскую сцену руководит балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков.

— Никаких новшеств в спектакле не будет — рассказал он. — Моя задача — перенести балет как можно более точно. Не мной поставлено, не мне и портить. Максимально постараюсь возобновить тот спектакль, в котором сам танцевал. Так же бережно, как я восстанавливал его в Мариинском театре в 2006 году. Хореография Бельского уникальна для того времени, когда балет создавался. Перед премьерой руководство Мариинского театра не воспринимало «Ленинградскую симфонию» как успех. Молодые люди на паркетном полу в нерабочее время сами создавали этот шедевр. Придя в театр, я застал то поколение, на которое впервые ставился балет. Некоторые из них, несмотря на возраст, даже приняли участие в его восстановлении в 2001 году. У них загорались глаза, они вспоминали свою юность — для них это было настоящим событием.


Балет состоит из трех частей: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием». Его герои — Юноша и Девушка. Их безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой жизни Юноша дает отпор врагам.

— В визуальном образе спектакля есть намек на Ленинград, —отметил Хомяков. — Элемент, напоминающий Петропавловскую крепость, фрагмент набережной. Если говорить о стилистике спектакля, то это балет-плакат. Хореография решена максимально плоско и стреловидно: удлиненные линии, вытянутые ноги, прыжки, имитирующие полет чаек. После этого балета стиль стал распространенным. Появилось много подобных «бессюжетных» спектаклей, не привязанных к конкретной эпохе, без ярких костюмов. Но в то время стилистика работы Бельского была большой неожиданностью.

Оформлена «Ленинградская симфония» по мотивам работ художника-плакатиста Михаила Гордона. Он автор оригинальной сценографии 1961 года. Художник-постановщик самарской версии — Андрей Войтенко, художник по свету — Александр Наумов.

— Гамма будет монохромной, — подчеркнула художник по костюмам Татьяна Ногинова. — Цвета практически нет, поскольку это элегия, трагическая история. Нам важно показать красоту тела, которое споет эту песню. Не нужно быть многословным, когда работаешь с трагедией.

Премьера «Ленинградской симфонии» запланирована на 8 ноября. Спектакль будет показан в рамках вечера балетов на музыку Шостаковича.

Премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Первый показ балета Игоря Бельского прошел 14 апреля 1961-го. «Ленинградская симфония» ознаменовала собой уход от реалистичности драматического балета предыдущей эпохи, 1930-х-1950-х годов, к новой, более абстрактной эстетике, в которой танцевальная структура строится сообразно музыкальной. Она получит название «хореографический симфонизм».

Вячеслав Хомяков

балетмейстер-репетитор Мариинского театра, обладатель медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Главной в «Ленинградской симфонии» для меня стала тема нашествия, которая определяет большую часть спектакля. Партия Варваров, казалось бы, кордебалетная, но от ее исполнения многое зависит. Без нее не будет понятен конфликт. Небольшой количественный состав самарской балетной труппы — типичная проблема многих российских театров. Знаю, что дирекции уже многое удалось сделать, чтобы расширить штатное расписание, но пока артистов не хватает.

Сложен и «Реквием» — монолог балерины в конце, наполненный переживаниями и воспоминаниями. Хореография Бельского, конечно, дается артистам нелегко. Но балет вообще тяжелое искусство. Рисунок танца непростой, много больших физических нагрузок, музыка сложнейшая.

Очень хорошо показал себя оркестр.

Венчает все торжество духа — главная победная сила в спектакле. Духа людей, которые пожертвовали всем, в том числе и своей жизнью, для нашего с вами счастья. Вот что должны научиться показывать артисты на сцене.

Татьяна Ногинова

художник по костюмам, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»

Сейчас, конечно, совсем другие ткани, если сравнивать со временем первой постановки. годом. Тогда использовали шерстяное джерси — оно провисало на коленках, выглядело некрасиво. Или, например, только пришедший в то время в театр эластан, который тоже вытягивался. У нас есть материалы, которые позволяют без дефектов демонстрировать красоту человеческого тела.

Еще одна задача — хитоны для девушек. Мы берем крепдешин разной плотности для различных групп исполнительниц: там, где нужны летящие линии — он легче, для большей статуарности — тяжелее. Хотим добиться плакучего силуэта.

Крепдешин, который мы выбрали для платьев, носили в 40-е годы ХХ века. Правда, в то время предпочтение отдавали цветочной расцветке. Как бы мы сейчас ее назвали — «прованс» или, говоря по-русски, — деревенский стиль. Каких-то ленинградских мотивов в костюмах не будет. Но знаменитую петербургскую горизонталь, перебитую шпилем Петропавловской крепости, можно будет увидеть в декорациях — это узнаваемый графический росчерк.

Была большая проблема с костюмами для группы исполнителей — Варваров. На первоначальном эскизе Гордона они были в шерстяном трико и сапогах с широким раструбом. Это придавало им комичности. Мы поменяли комбинезоны на футболки и штаны-галифе, по форме напоминающие одежду времен Второй мировой войны и сапоги без раструба, чтобы не укорачивать ноги артистам. Цветовая гамма, пропорции в костюмах остались прежними. Мы бережно отнеслись к реконструкции.

Читайте также:

Культура

Княгиня и «Елочка». Подлинная история новогодней песни

В новой рубрике «Артефакт» мы рассказываем о необычных книгах и журналах самарских библиотек

Люди

Обнаженная натура. Истории о том, каково позировать без одежды

Модели и художники рассказали о своем первом опыте.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации