Был такой спектакль. О постановке театра «СамАрт» «Вино из одуванчиков»

В этой рубрике мы вспоминаем самарские постановки, которые по тем или иным причинам больше нельзя увидеть.

Как перенести на сцену роман Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков», сплетенный из летних красок, ароматов и распирающего изнутри детского ощущения счастья? Авторам спектакля в театре «СамАрт» — драматургу Михаилу Бартеневу, режиссеру Михаилу Кислярову, композитору Алексею Шелыгину, художнику по свету Владимиру Ивакину и сценографу и художнику Юрате Рачинскайте это удалось.

Премьера мюзикла по мотивам автобиографической повести Брэдбери состоялась 8 декабря 2004 года. Спектакль «СамАрта» — это попытка «на мгновенье сложить осколки» прожитой жизни, вернуться в то время, когда еще не было сомнений, что все бесконечно, кроме слишком короткого лета. Вернуться в то лето 1928 года, когда главному герою Дугласу Сполдингу было 14 лет. А сейчас ему 49. И вот он стоит на рубеже, на переломе. И перечитывает письмо потрясающей женщины — мисс Лумис, единственной, которую, оказывается, по-настоящему любил.

И вся история, вернее калейдоскоп историй, которые разворачивались на сцене, — это последнее путешествие, в которое приглашает Дугласа явившаяся ему (или явившаяся за ним?) Лумис. Путешествие в Гринтаун, городок детства.

Спектакль «Вино из одуванчиков» — лауреат Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» (Москва).

Вся сцена сияет мягким золотом. Словно солнечные лучи, ее освещают воспоминания о детстве главного героя. Населяют городок только милые люди — будь то солидные отцы семейств или шумные ребятишки. Качели, пианино, велосипеды — все предметы словно созданы, чтобы нести окружающим счастье. В детстве вообще все, кажется, служит именно для этого. Отсюда и «машина счастья» — высокая конструкция, истинное предназначение которой раскроется только в финале.

В густонаселенном спектакле (на сцене более 40 человек) принимали участие и совсем юные актеры, и музыканты. Вместе со зрителями они проживали долгую (почти три часа) и счастливую жизнь Дугласа Сполдинга, наслаждаясь летним ароматом вина из одуванчиков.

Павел Маркелов

заслуженный артист Самарской области, исполнитель роли Джона Хафа,
художественный руководитель театра «СамАрт»

— Это особый для нас спектакль. Он стал одной из визитных карточек «СамАрта». Работа была непростая. Постановочный процесс требовал оттачивания пластических и вокальных навыков и растянулся на два года. В результате получился удивительный атмосферный спектакль, который сложно пересказать или вкратце описать. Так же как, наверное, трудно пересказать саму повесть Брэдбери. Это история о том, как все в нашей жизни происходит впервые и в этот момент ты особо остро чувствуешь жизнь. Даже если речь идет о потерях, когда кто-то уезжает или умирает. Парадоксальное понимание, что смерти как таковой нет, пока существуют память и воспоминания. И порой непонятно, кто кому хозяин. Ты — воспоминаниям или они — тебе. Эти эфемерность, воздушность, неуловимость памяти пронизывают весь спектакль.

Маргарита Шилова

заслуженная артистка РФ, исполнительница роли мисс Лумис

— Режиссер Михаил Кисляров был очень требователен к нам в процессе репетиций, но в итоге дело того стоило. Художник Юрата Рачинскайте придумала потрясающее сценическое пространство, разделив его на несколько измерений. Для нее была важна точная цветовая гамма: бело-серо-желтая, напоминающая легкость одуванчика. Центральный круг, по ее задумке, тоже должен был напоминать распустившийся, еще пока желтый, цветок. Задействовано все пространство зала: и балкон, и крутящаяся лестница, и стена, расписанная в стиле старых фотографий.

Удивительно, но столь густонаселенный спектакль получился невероятно нежным, пронзительным, личным. И кроме того — ансамблевым. Несмотря на то, что одновременно на сцене находилось очень много народа, в пространстве спектакля видно абсолютно каждого, вне зависимости от того, большая это роль или нет.

Музыкальная структура — основа этой постановки. Она сложилась благодаря композитору Алексею Шелыгину и педагогу по вокалу «СамАрта» Наталье Герасимовой, которая репетировала с нами и сольные, и хоровые номера. Многие потом отмечали, что театру удалось открыть новый жанр — камерный мюзикл.

Сергей Захаров

заслуженный артист РФ, исполнитель роли Дугласа Сполдинга

— Драматург Михаил Бартенев очень здорово уловил щемящие нотки детства романа Брэдбери. Они сближают людей в понимании того, как ты начинаешь ощущать жизнь. Спектакль проникает в таинственные закоулки души человека. Сам мюзикл получился более широким — о жизни, о смерти, о любви. Но начинается все именно с детства. Когда осознаешь, что ты живой: видишь, слышишь и ощущаешь мир. И как прожить, чтобы не потерять это прекрасное чувство?

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close