Институт культуры открыл набор на новые образовательные направления, связанные со сценическим искусством

Плюсом к известным уже направлениям актерского мастерства и режиссуры, эстрадного и академического пения, музыки, хореографии, менеджмента и продюсирования в магистратуре появятся «Управление проектами в сценических искусствах» и «Театральная педагогика и режиссура».

Это партнерские проекты с самарскими профессиональными труппами. Первым направлением будет руководить директор академического театра драмы Яна Егорова, мастером второго станет режиссер «СамАрта» Анатолий Праудин. Как рассказала и.о. ректора СГИК Ольга Наумова, программы будут представлять собой полноценные творческие мастерские. Немаловажно, что каждое новое направление получило по несколько бюджетных мест. Так что у абитуриентов есть шанс подать документы и получить востребованную специальность бесплатно.

Две стороны одной профессии

— Я считаю, Самарская область давно готова иметь свою режиссерскую школу, — говорит Анатолий Праудин. — В регионе немало хороших и разных драматических театров. Мы ждем людей, которые чувствуют непреодолимую потребность сочинять и делать спектакли. Работать в театре. Формируем команду, готовую к ежедневному круглосуточному тренингу. Поскольку режиссура — это не столько профессия, сколько образ жизни.

По словам мастера курса, режиссура драмы и театральная педагогика — две стороны одной профессии. Поэтому обучать на курсе будут и тому, и другому. Поскольку это магистратура, рассчитанная на 2,5 года, здесь ждут прежде всего людей с профильным образованием.

— Особенности нашей мастерской заключаются в том, что мы воспитываем универсалов, — отмечает Праудин. — Студентам предстоит заниматься режиссерским сочинительским тренингом. Переводом литературного материала на сценический язык — язык действия, поведения. А также режиссерским аналитическим тренингом. То есть практическим освоением метода действенного анализа. Еще пространственным тренингом, цель которого — приобретение композиционных навыков как основы сценической выразительности. Драматургический тренинг откроет законы инсценизации, а продюсерский поможет разобраться в вопросах организации театрального дела, проблемах и законах производства спектакля. Также студентов ждет знакомство с основными техниками актерского мастерства, которые практикуют в современном театре.

Учебный процесс будет выстроен следующим образом. Группа под руководством мастера курса возьмет сложный литературный материал — например, «Улисс» Джеймса Джойса. И, не пропуская ни одного элемента, ни одного репетиционного этапа, сочинит по нему спектакль.

Обучение предполагается заочное, две сессии в году — в январе и июне. Однако для овладения такой творческой специальностью этого явно недостаточно. Поэтому помимо основных раз в месяц будут проводиться двухдневные мини-сессии.

— Поскольку это совместный проект «СамАрта» и института культуры, артистам театра будет предложено соучастие в нем, — пояснил мастер курса.

В качестве вступительных испытаний абитуриентам нужно прислать две видеовизитки и анкету. В первой следует рассказать о себе в произвольной форме, вторая представляет собой этюд на тему «Почему я хочу стать режиссером». Анкетные данные должны содержать сведения об абитуриенте, они тоже могут быть представлены в творческой форме.

Была бы идея

Направление «Управление проектами в сценических искусствах» также предполагает заочную форму обучения.

— Этот курс для тех, кто окончил бакалавриат или специалитет и имеет высшее образование, — рассказывает Яна Егорова. — Причем не обязательно театроведческое. Это может быть менеджмент, маркетинг — практически любая специальность. А дальше — 2,5 года погружения в отрасль. Я как мастер курса буду рада людям, пришедшим из любой сферы. Знаю, например, много режиссеров, у которых первое образование строительное или архитектурное. Главное — иметь желание реализовать проект в сценическом искусстве.

В качестве вступительного испытания абитуриенты должны будут представить заявку на предполагаемый проект в сфере культуры. Надо рассказать, что они хотят сделать в реальной жизни, но пока не могут по причине отсутствия необходимых знаний и умений. Идеи могут быть самыми разнообразными. Кто-то захочет организовать театральный фестиваль, кто-то — зарубежные гастроли для детского коллектива. Главное, чтобы у абитуриента были идея и понимание собственной роли в этом проекте. Он может быть генеральным продюсером, маркетологом, пиарщиком, режиссером, актером.

pixabay.com

— Мы будем учить всему, что касается организации и продюсирования, — продолжает мастер курса. — Как оформлять документы, изготавливать декорации, перевозить их во время гастролей. Возможно, среди наших абитуриентов будут люди заинтересованные, но пока не готовые представить проект, который можно воплотить в жизнь. Тогда предложим другой. В целом задача курса — реализовать его прямо в процессе обучения. Обычно это происходит в третьем-четвертом семестре.

Поскольку подразумевается, что среди студентов будут люди из разных сфер деятельности, многие из них могут иметь весьма отдаленное представление о театральном искусстве. Поэтому прежде всего подопечных познакомят с теорией. Расскажут о современных театральных направлениях — драматическом, музыкальном, пластическом и других. Также в программе — маркетинговые дисциплины, связи с общественностью, методология проектирования, реклама.

— Мы нацелены на то, чтобы студенты получили практические знания, — заявляет Егорова. — Научим составлять медиаплан, работать с рекламой, находить спонсоров, участвовать в грантах. Основываясь на полученной информации, человек соберет команду и сможет реализовать намеченное, — подчеркнула Егорова.

Проект не обязательно должен быть глобальным. Задуман, например, спектакль на набережной. Организатору предстоит определить, для кого это мероприятие, какой материал он возьмет и о чем расскажет зрителю. Надо найти режиссера, заключить с ним договор, если понадобится, написать пьесу — значит, поработать с драматургом, не обходя вопрос об авторских правах.

Защита диплома подразумевает оценку уже реализованных проектов. По словам Егоровой, мало выпускников театральных вузов знает, как работать в государственных бюджетных учреждениях, к которым, к примеру, относится самарский театр драмы. Здесь есть определенная специфика, которую студенты изучат на практике. Они смогут посещать спектакли, общаться с художественным руководителем, режиссерами, актерами.

— В Самарской области немало театров. И мы обговорили с министерством культуры, что будем создавать некий кадровый резерв, — отметила Яна Егорова. — Если студенту интересен независимый, самостоятельный театр, то практику он будет проходить в таком учреждении. Понадобится практика в столичных театрах — ее тоже организуем.

Для обучения на курсе ждут людей креативных, желательно имеющих хотя бы минимальный опыт административной или менеджерской работы и понимание процесса организации мероприятий.

Группа планируется небольшая, до 15 человек. Обучение заочное. Классические две сессии в году, когда будут проходить теоретические и практические занятия. Однако между ними, примерно раз в месяц, мастер курса планирует организовывать встречи на интернет-платформе Zoom, чтобы мониторить движение проектов.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close