Самарский театр представил два новых спектакля по современной драматургии

Sgpress.ru рассказывает, как драматурги работают, пока театры недоступны для зрителей.

Деятели культуры, лишенные живого общения со зрителями, вынуждены переходить на интернет-площадки. Чтобы хоть как-то осуществить задуманное, театры показывают премьеры онлайн. Работа над проектом #ЭтоСамара, осуществляемым на средства президентского гранта, началась в ноябре прошлого года.

Как на нас влияет Волга?

— Приехавших в Самару драматургов отбирали по принципиально разным драматургическим школам: Сергей Давыдов — тольяттинская, Маша Конторович и Серафима Орлова — московская, — рассказал автор и руководитель проекта, режиссер Артем Филипповский. — Они были здесь восемь дней. Помимо встреч с экспертами и экскурсий в их распорядке дня были самостоятельные поездки по городу: на Мехзавод, в Кошелев, по набережной. У каждого автора был свой интерес. У Конторович — космическая и послевоенная Самара (как повлияла Великая Отечественная на наш город). Орлова проявляла любопытство относительно городских мифов: Стенька Разин, стояние Зои, Пиня Гофман, культ всего самого большого — крупнейшая в Европе площадь и так далее.

Драматурги должны были сделать каждый свою новеллу, которые в итоге составят части единого текста. Наподобие проекта «Париж, я люблю тебя». Но в результате у каждого получилось по пьесе. И было решено поставить три отдельных спектакля.

— Цель гранта и наша задумка в том, чтобы диалог вокруг этого материала вывел нас на дискуссию об идентичности самарчан, — объяснил Филипповский. — Как на нас влияет наша большая река Волга? То, что она течет перед нами. То, что у нас есть пляж. То, что город расположен только на левой стороне реки, а не на двух (в одной пьесе это стало определяющим моментом). Каким образом на нас влияют три эпохи: купеческая, космическая и современная? Что для нас значат районы, которые сейчас появляются, некая многослойность города (человек, приезжая из Кошелева в центр, может ощутить, что оказался в другом населенном пункте)? То есть речь о вещах, о которых мы не задумываемся, но которые влияют на нашу жизнь. Это не документальный анализ. За девять дней, что драматурги пробыли в Самаре, конечно, нельзя полностью узнать город, но можно составить некое художественное впечатление. Поэтому так интересно обсудить тексты со зрителями. Какими нас увидел драматург? Есть ли это в нас?

Два вместо трех

Сложно сказать, что труднее — играть спектакли без зрителя или смотреть их с экрана монитора словно через замочную скважину. Звук плохой, музыка перекрывает диалоги, изображение дергается. Вкупе с текстами современных пьес, где диалоги максимально приближены к бытовой современной речи, создается ощущение телевизионного реалити-шоу с эффектом подглядывания, доведенным до максимума.

Вместо трех спектаклей, которые должны были показать театры «Место действия» и «Уместный», зрители по трансляции в интернете увидели два. Первым стал «Заречные (материалы)» по пьесе Орловой.

— Сюжет пересказать трудно, — признался Филипповский. — В Самаре начинают происходить необычные вещи. Странные посетители приходят в кофейню. Мистическим образом исчезает из музея книга с автографом Курлина. Зачем-то оцепили монумент Славы. Пазл из монологов свидетелей постепенно складывается, но оставляет зрителю возможность достроить картину самостоятельно. «Заречные (материалы)» — это мистический детектив, основанный на самарских мифах и реалиях. Орлова с детства интересуется паранормальным. Про НЛО в Жигулевских горах и стояние Зои она слышала задолго до приезда в наш город. Кое-что узнала уже здесь. Реальное и вымышленное, свидетельства и предположения, КОМУЧ и постапокалипсис, похоронный бизнес и художественные акции, а также Заволга как отдельный мир со своими законами — все это объединяется в спектакле.

Актеры не следуют психологической школе игры, а являются скорее эмоциональными трансляторами монологов, написанных драматургом. Отсутствие живого действия на сцене, минимализм декораций (мы видим только пару трамвайных сидений, гипсовый бюст и неработающий телевизор) и неявность режиссерских приемов превращают зрителей в слушателей, которые должны из обрывков реплик и фактов составить целую картину происходящего. Ответом на вопросы становится специфический зомби-апокалипсис.

Вторым спектаклем, выложенным «Местом действия» в сеть, стала постановка «Слоны плывут по Волге» по пьесе Конторович. Сентиментальная история любви, желания и невозможности вновь обрести потерянное счастье происходит на фоне возвращения в город, ставший родным. Географические и топографические реалии вплетаются в текст, делая карту Самары третьим (но не лишним) участником в дуэте главных героев.

Онлайн-трансляция добавила режиссеру новые возможности. Перемещение по всему пространству театра и демонстрация крупных планов персонажей придали постановке некоторую кинематографичность.

Спектакли будут в открытом интернет-доступе до 10 июля. Ссылку на них можно найти на официальных страницах театра «Место действия».

О драматургах


Серафима Орлова

Основные направления деятельности — подростковая проза и драматургия. Лауреат конкурса драматургии «Ремарка», лабораторий РАМТа «В поисках нового героя», «В поисках новой пьесы», премии имени Крапивина, участник шорт-листа премий «Книгуру» и «Лицей». Организатор открытого молодежного пространства «Дача Онегина» и куратор проекта по развитию современной драматургии в Омске «Вишневый шкаф». Соруководитель кинотеатрального объединения GoodWinЫ. Снимает короткометражные фильмы и ставит спектакли. Первая работа компании — лента «Через сто лет» по повести Эдуарда Веркина. Также объединением поставлены спектакли по пьесам Орловой для детей и подростков «Аста», «Хочу по правде», «Парижская сказка». Участник лаборатории театра «Практика» — «Практика постдраматурга» (2018-2019). В 2019 году пьеса Серафимы Орловой «Про город» поставлена на сцене Омского государственного Пятого театра, а пьеса «Хочу по правде» издана в одноименном сборнике подростковой драматургии издательства «Самокат».

Маша Конторович

Ученица Николая Коляды. Участник основной программы и шорт-листов фестиваля молодой драматургии Любимовка-2016, 2017 и 2018, конкурса драматургов Евразия-2015, 2016 и других. В 2018 году пьеса «Мама, мне оторвало руку» вошла в тройку лучших пьес года по версии объединенного конкурса драматургии «Кульминация». Участник и куратор творческих лабораторий современного искусства и современной драматургии, стипендиат СТД. Спектакли по ее пьесам идут в различных городах России и в Румынии. С 2015 года преподает сценарное мастерство в Санкт-Петербургской школе телевидения, проводит авторский интенсив «12 часов с драматургом» в разных городах России.
Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close