Самарский театр представил два новых спектакля по современной драматургии

03.07.2020

123

Автор: Маргарита Петрова

Самарский театр представил два новых спектакля по современной драматургии

Sgpress.ru рассказывает, как драматурги работают, пока театры недоступны для зрителей.

Деятели культуры, лишенные живого общения со зрителями, вынуждены переходить на интернет-площадки. Чтобы хоть как-то осуществить задуманное, театры показывают премьеры онлайн. Работа над проектом #ЭтоСамара, осуществляемым на средства президентского гранта, началась в ноябре прошлого года.

Как на нас влияет Волга?

— Приехавших в Самару драматургов отбирали по принципиально разным драматургическим школам: Сергей Давыдов — тольяттинская, Маша Конторович и Серафима Орлова — московская, — рассказал автор и руководитель проекта, режиссер Артем Филипповский. — Они были здесь восемь дней. Помимо встреч с экспертами и экскурсий в их распорядке дня были самостоятельные поездки по городу: на Мехзавод, в Кошелев, по набережной. У каждого автора был свой интерес. У Конторович — космическая и послевоенная Самара (как повлияла Великая Отечественная на наш город). Орлова проявляла любопытство относительно городских мифов: Стенька Разин, стояние Зои, Пиня Гофман, культ всего самого большого — крупнейшая в Европе площадь и так далее.

Драматурги должны были сделать каждый свою новеллу, которые в итоге составят части единого текста. Наподобие проекта «Париж, я люблю тебя». Но в результате у каждого получилось по пьесе. И было решено поставить три отдельных спектакля.

— Цель гранта и наша задумка в том, чтобы диалог вокруг этого материала вывел нас на дискуссию об идентичности самарчан, — объяснил Филипповский. — Как на нас влияет наша большая река Волга? То, что она течет перед нами. То, что у нас есть пляж. То, что город расположен только на левой стороне реки, а не на двух (в одной пьесе это стало определяющим моментом). Каким образом на нас влияют три эпохи: купеческая, космическая и современная? Что для нас значат районы, которые сейчас появляются, некая многослойность города (человек, приезжая из Кошелева в центр, может ощутить, что оказался в другом населенном пункте)? То есть речь о вещах, о которых мы не задумываемся, но которые влияют на нашу жизнь. Это не документальный анализ. За девять дней, что драматурги пробыли в Самаре, конечно, нельзя полностью узнать город, но можно составить некое художественное впечатление. Поэтому так интересно обсудить тексты со зрителями. Какими нас увидел драматург? Есть ли это в нас?

Самарский театр представил два новых спектакля по современной драматургии

Два вместо трех

Сложно сказать, что труднее — играть спектакли без зрителя или смотреть их с экрана монитора словно через замочную скважину. Звук плохой, музыка перекрывает диалоги, изображение дергается. Вкупе с текстами современных пьес, где диалоги максимально приближены к бытовой современной речи, создается ощущение телевизионного реалити-шоу с эффектом подглядывания, доведенным до максимума.

Вместо трех спектаклей, которые должны были показать театры «Место действия» и «Уместный», зрители по трансляции в интернете увидели два. Первым стал «Заречные (материалы)» по пьесе Орловой.

— Сюжет пересказать трудно, — признался Филипповский. — В Самаре начинают происходить необычные вещи. Странные посетители приходят в кофейню. Мистическим образом исчезает из музея книга с автографом Курлина. Зачем-то оцепили монумент Славы. Пазл из монологов свидетелей постепенно складывается, но оставляет зрителю возможность достроить картину самостоятельно. «Заречные (материалы)» — это мистический детектив, основанный на самарских мифах и реалиях. Орлова с детства интересуется паранормальным. Про НЛО в Жигулевских горах и стояние Зои она слышала задолго до приезда в наш город. Кое-что узнала уже здесь. Реальное и вымышленное, свидетельства и предположения, КОМУЧ и постапокалипсис, похоронный бизнес и художественные акции, а также Заволга как отдельный мир со своими законами — все это объединяется в спектакле.

Актеры не следуют психологической школе игры, а являются скорее эмоциональными трансляторами монологов, написанных драматургом. Отсутствие живого действия на сцене, минимализм декораций (мы видим только пару трамвайных сидений, гипсовый бюст и неработающий телевизор) и неявность режиссерских приемов превращают зрителей в слушателей, которые должны из обрывков реплик и фактов составить целую картину происходящего. Ответом на вопросы становится специфический зомби-апокалипсис.

Вторым спектаклем, выложенным «Местом действия» в сеть, стала постановка «Слоны плывут по Волге» по пьесе Конторович. Сентиментальная история любви, желания и невозможности вновь обрести потерянное счастье происходит на фоне возвращения в город, ставший родным. Географические и топографические реалии вплетаются в текст, делая карту Самары третьим (но не лишним) участником в дуэте главных героев.

Онлайн-трансляция добавила режиссеру новые возможности. Перемещение по всему пространству театра и демонстрация крупных планов персонажей придали постановке некоторую кинематографичность.

Спектакли будут в открытом интернет-доступе до 10 июля. Ссылку на них можно найти на официальных страницах театра «Место действия».

О драматургах


[author title=»Серафима Орлова» image=»https://sgpress.ru/wp-content/uploads/2020/07/Serafima-Orlova2.jpg»]Основные направления деятельности — подростковая проза и драматургия. Лауреат конкурса драматургии «Ремарка», лабораторий РАМТа «В поисках нового героя», «В поисках новой пьесы», премии имени Крапивина, участник шорт-листа премий «Книгуру» и «Лицей». Организатор открытого молодежного пространства «Дача Онегина» и куратор проекта по развитию современной драматургии в Омске «Вишневый шкаф». Соруководитель кинотеатрального объединения GoodWinЫ. Снимает короткометражные фильмы и ставит спектакли. Первая работа компании — лента «Через сто лет» по повести Эдуарда Веркина. Также объединением поставлены спектакли по пьесам Орловой для детей и подростков «Аста», «Хочу по правде», «Парижская сказка». Участник лаборатории театра «Практика» — «Практика постдраматурга» (2018-2019). В 2019 году пьеса Серафимы Орловой «Про город» поставлена на сцене Омского государственного Пятого театра, а пьеса «Хочу по правде» издана в одноименном сборнике подростковой драматургии издательства «Самокат».[/author]


[author title=»Маша Конторович» image=»https://sgpress.ru/wp-content/uploads/2020/07/Masha-Kontorovich3.jpg»]Ученица Николая Коляды. Участник основной программы и шорт-листов фестиваля молодой драматургии Любимовка-2016, 2017 и 2018, конкурса драматургов Евразия-2015, 2016 и других. В 2018 году пьеса «Мама, мне оторвало руку» вошла в тройку лучших пьес года по версии объединенного конкурса драматургии «Кульминация». Участник и куратор творческих лабораторий современного искусства и современной драматургии, стипендиат СТД. Спектакли по ее пьесам идут в различных городах России и в Румынии. С 2015 года преподает сценарное мастерство в Санкт-Петербургской школе телевидения, проводит авторский интенсив «12 часов с драматургом» в разных городах России.[/author]

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации