Был такой спектакль: рассказываем о постановке «Лес» самарского драмтеатра

26.06.2020

160

Автор: Маргарита Петрова

Был такой спектакль: рассказываем о постановке «Лес» самарского драмтеатра

Действо представляет собой путешествие в исконно театральный мир.

На Sgpress.ru стартует новая рубрика «Был такой спектакль», где мы будем вспоминать о лучших постановках самарской сцены, которые, к сожалению, по тем или иным причинам уже нельзя увидеть. И первым рассказываем о спектакле «Лес».

Вся сцена заставлена пальмами в кадках. Среди этого леса пошлости, с течением времени устремляющегося все выше, и располагалась усадьба главной героини, Гурмыжской. В 2008 году в Самарском академическом театре драмы имени Горького состоялась премьера спектакля «Лес».

В пьесе, которую Александр Островский называл лучшим своим произведением, великий драматург соединил мир «бескорыстных идиотов» и «закоренелых прагматиков». «Лес» в постановке Александра Кузина представляет собой путешествие в исконно театральный мир.

Два провинциальных актера, Счастливцев и Несчастливцев, рвущие копеечные страсти на сцене, сталкиваются с реальной жизнью. Они странствуют по России пешком в поисках труппы, без денег — табака и того нет. Нацепив бутафорские ордена, вооружившись пистолетом и гитарой, комик и трагик решают навестить богатую тетушку Несчастливцева — помещицу Гурмыжскую. А там, в поместье, своя жизнь: дворянство и купечество, любовь и деньги — и лес, решающий человеческие судьбы.

— Театр в этой пьесе раскрыт как нигде в двух его ипостасях — комедии и трагедии, — отметил режиссер Кузин. — Перед нами трагик и комик — две метафоры. Но главный театр здесь — это театр Гурмыжской. Сама она блестящая актриса. Каждая сцена — это определенный театральный жанр: мелодрама, водевиль, комедия, трагедия, и все они присутствуют в ее характере.

Спектакль называли бенефисным сразу для трех актеров: Жанны Романенко (Гурмыжская), Александра Амелина (Несчастливцев) и Олега Белова (Счастливцев). В 2012 году в связи со смертью Амелина и болезнью Белова постановка была снята с репертуара. Спустя год возникла идея восстановления спектакля, но Кузин отказался ввиду того, что нет возможности найти замену этому дуэту.

[author title=»Александр Кузин, режиссер-постановщик спектакля «Лес», лауреат премии имени Станиславского, народный артист РФ:» image=»https://sgpress.ru/wp-content/uploads/2020/06/Aleksandr-Kuzin.jpg»]

— «Лес» — пьеса про театр, одна из лучших у Островского. Там есть что играть, и мне кажется, она абсолютно современна. Когда в Самаре спектакль сняли с репертуара, я вновь обратился к этой пьесе и поставил ее в Ярославском театре имени Волкова. Там был совершенно другой результат. Не могу сказать, что во второй раз все получилось до конца. Идея сценографии родилась почти сразу. Когда лес рубят, территория начинает зарастать сорняками. Гурмыжская и Буланов — это как раз те самые сорняки и есть. Мне кажется очень позитивной линия Счастливцева и Несчастливцева. Ни у одного, ни у второго ничего нет. Кроме таланта. Получив деньги, Несчастливцев тут же отдает их Аксюше, чтобы составить ее счастье. Его финальная фраза «Руку, товарищ!» звучит очень гордо. [/author]


[author title=»Олег Белов, исполнитель роли Счастливцева, заслуженный артист России:» image=»https://sgpress.ru/wp-content/uploads/2020/06/Oleg-Belov-3.jpg»]

— До этого я встречался с Кузиным на сцене «СамАрта» в спектаклях «На дне» и «Простая история». Мне так хотелось, чтобы они поработали вместе с Амелиным. Санька всегда был очень категоричным человеком, поэтому репетиции с ним порой проходили тяжело. Я его попросил: «Пожалуйста, только неделю не спорь с Александром Сергеевичем!» Застольный период я провел как на иголках. Но Санька не конфликтовал — внимательно слушал, все записывал. Я его похвалил. На что он мне ответил: «А чего спорить-то? Он все правильно говорит».

Большое счастье для артиста встретить на своем пути такого режиссера. Мы все хотели еще поработать с ним. К счастью, с Жанной Романенко он еще поставил «Странную миссис Сэвидж», где я тоже сыграл роль. Когда меня спрашивают: «Как ставит Кузин?», я всегда отвечаю: «Как написано». Другие режиссеры стараются что-то навернуть сверху, устроить провокацию. А он ставит строго по тексту. Поскольку автор — это главное. Ему не нужно одевать героев в современную одежду, чтобы привлечь внимание публики.

В спектакле был один состав актеров у трех персонажей: Гурмыжской, Несчастливцева и моего Счастливцева. Когда Вячеслав Гвоздков попросил взять второй состав по технической необходимости, Александр Сергеевич ответил: «Это три человека, на которых я ставил спектакль». Может быть, попадание в роли связано еще и с тем, что пара Счастливцев и Несчастливцев — это были наши с Сашкой взаимоотношения. Он был подлинный масштабный трагик. Я — тщедушный комик.

В финале актеров выгоняют из этого мира пошлости, но ощущение их торжества остается. Нищие артисты, которым нигде нет пристанища, оказались в сто раз выше, чем так называемые «благородные господа». Помню, как Вовка Гальченко вышел после премьеры с блестящими от слез глазами и говорит: «И все равно наши победили!» [/author]

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]«Лес»

Премьера состоялась в октябре 2008 года.
Режиссер — заслуженный деятель искусств России, лауреат премии имени Ленинского комсомола Александр Кузин.
Сценография — заслуженный художник России, лауреат Государственной премии России Александр Орлов (Санкт-Петербург).
Художник по костюмам — Ирина Чередникова (Санкт-Петербург).
Художник по свету — Гидал Шугаев (Санкт-Петербург).
Композитор — Сергей Сушко (Санкт-Петербург).
В спектакле играли: Жанна Романенко, Александр Амелин, Олег Белов, Иван Морозов, Денис Евневич, Юрий Машкин, Всеволод Турчин, Елена Лазарева и другие.[/box]

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации