Актер «СамАрта» Алексей Елхимов о спектакле лаборатории Праудина и театре у монитора

17.06.2020

200

Автор: Маргарита Петрова

Актер «СамАрта» Алексей Елхимов о спектакле лаборатории Праудина и театре у монитора

Пообщались с актером и режиссером театра «СамАрт» Алексеем Елхимовым.

Печорин и его героини

— Работа над постановкой «Героя нашего времени» Лермонтова начиналась в стажерской группе «СамАрта». Лаборатория Анатолия Праудина при театре традиционно не только работала над созданием спектаклей этюдным методом, искала новые художественные идеи, но и выполняла педагогические задачи. И в 2018 году была предложена форма работы со студентами — будущими актерами труппы. Мы сделали пробный набор. Он состоял из студентов выпускных курсов театрального факультета института культуры. Цель была до конца сезона поработать над выбранным материалом, посочинять этюды, а потом сделать закрытый показ, по итогам которого руководство театра могло принять или не принять стажеров в труппу. Тогда один из студийцев и предложил в качестве основы взять «Героя нашего времени». Мы инициативу поддержали.

Материал замечательный с точки зрения учебной сочинительской работы. Когда Анатолий Аркадьевич набирал в театре свой первый режиссерский курс, работа шла с пьесой Горького. Второй начинал с биографии Пушкина и выпустил «Маленькие трагедии». Потом Гомер и наша «Одиссея». Решение взять психологический роман, так пересекающийся с биографией Лермонтова, было логично и сулило богатый материал для творчества, актерского и режиссерского высказывания. Полгода работали со стажерами. Потом в работу включились актеры театра. С удовольствием делали этюды, сочиняли пространство, нашли интересную фактуру спектакля, звучание.

И в 2019 году, в самом начале сезона, мы собрали композицию примерно на полтора часа и показали директору театра Сергею Соколову и художественному руководителю Павлу Маркелову. На следующий день они предложили продолжить работу над спектаклем, чтобы уже выпустить его на зрителя, а исполнителю роли Печорина Андрею Пенькову — войти в труппу. В постановке вообще было много ярких актерских работ. Марина Бородина, Софья Ксенофонтова, Лена Голикова, Тоня Конева разрабатывали линии женщин Печорина. Только что пришедший в «СамАрт» Женя Клюев придумал своего Грушницкого. Потом подключились и мастера — образ пожилого мужа Веры вкусно создал Игорь Рудаков.

Мы работали в учебном классе театра, на четвертом этаже, там и показывали эскиз. Спектакль планировали выпускать в Малом зале. Думали успеть до начала реконструкции. Но сейчас она уже началась, оба зала в старой части закрыты, поэтому мы пока не знаем, на какой площадке выпускаться. Как только определимся, репетиции продолжатся и спектакль встретится со зрителем. Работа проделана серьезная, и замораживать ее надолго не хочется.

Актер «СамАрта» Алексей Елхимов о спектакле лаборатории Праудина и театре у монитора

После апокалипсиса

— Вокруг все больше признаков возвращения к нормальной жизни, и хочется верить, что скоро только маски и плакаты, призывающие чаще и чище мыть руки, будут нам напоминать о времени самоизоляции. Сейчас проще оглянуться назад и посмотреть, как менялось ощущение от новых правил жизни. От буквально онемения и неприятия страшных фактов эпидемии до желания использовать ситуацию для создания новых текстов, театральных жанров. Три месяца осмысления ситуации, которую мы, встречая 2020 год, даже представить не могли. Помните, какие желания загадывали под бой курантов? Коронавируса в том нашем сознании не было.

По страницам сайтов и социальных сетей театров России вижу, что все действовали примерно одинаково. Актеры читали любимые книги, исполняли песни, танцевали в пространстве кухни или гостиной. Онлайн-читки, спектакли, проекты с хештегом  #сидимдома — все это делалось сначала с таким энтузиазмом! Мы тоже еще в конце марта придумали крутой проект совместно с областной научной библиотекой и интернет-платформой радио «Время звучать!», в котором актеры «СамАрта» читали сказки наших земляков — братьев Бондаренко. Причем это был сложносочиненный смонтированный видеофайл с графикой. Придумали даже формат «карманного моноспектакля». Сказки читали Дмитрий Добряков, Вероника Львова, Марина Бородина. Мы планируем доснять еще эпизоды с Игорем Рудаковым и Людмилой Гавриловой, когда ситуация с пандемией окончательно нормализуется.

Первые серии, представленные на ресурсах театра и библиотеки, собирали тысячи просмотров за пару дней. Интерес был очень большой. К концу апреля стало немного спокойнее. В социальных сетях накопилось огромное количество материала от соскучившихся по сцене актеров, режиссеров, художников. Зритель тоже, наверное, немного устал, истосковался по живому общению. Все стали чаще выглядывать в окна — смотреть: а не кончилась ли случайно «холера»?

Театр у монитора

— Мне кажется, спектакль, записанный на камеру, представляет интерес больше для профессионалов, в крайнем случае для искушенного и подготовленного зрителя. Смотреть спектакли на компьютере противоестественно. Видео подразумевает другой язык, другой способ передачи информации и воздействия на зрителя. Энергетика не передается, крупные планы не работают, атмосферы нет. Кто-то из режиссеров шутил, что если количество разводов на самоизоляции увеличится, то, возможно, и количество разводов зрителей с театром возрастет из-за просмотров спектаклей на YouTube. Так что перебор в этом смысле даже вреден.

Я видел очень интересные опыты репетиций, когда актеры приносили наблюдения и делали этюды, используя ip-камеру (камера видеонаблюдения плюс миникомпьютер. — Прим. авт.). В таких пробах условия съемки использовали тоже как средство выразительности, и актерам предлагали поработать и с ракурсом, и с крупностью плана, и с цветностью кадра — всем, что присутствовало в репетициях опять же Праудина, — и это было то исключение, когда условность театра органично сочеталась с условностью видеосъемки. Но и тут речь идет пока об отдельных опытах и экспериментах. Возможно, когда-нибудь они станут естественной частью многообразного театра.

А вот с точки зрения образования эти месяцы подарили нам огромные возможности для личностного и профессионального роста. Сколько сегодня доступно спектаклей, мастер-классов, лекций! А самое главное — было время это все смотреть, учиться и участвовать.

В мае просто фантастический подарок сделал СТД РФ. Союз всегда проводит сильные образовательные программы, но теперь благодаря пресловутой самоизоляции и возможностям ZOOMконференций все это стало доступно всем желающим в любом уголке мира, где есть интернет. Аудитория курсов и семинаров увеличилась многократно.

Сам я в онлайн-режиме с удовольствием попрактиковался в школе бахарей (рассказчиков, сказывателей), где целую неделю педагоги школы-студии МХТ давали методику создания спектаклей в жанре сторителлинг (искусство донесения информации с помощью рассказов и историй. — Прим. авт.). Все это можно было смотреть неограниченному количеству людей онлайн на YouTube. Так проходили мастер-классы с Адольфом Шапиро и Евгением Марчелли — работа с монологами. Состоялся глубокий разговор об этюдном методе с прекрасным кукольником, руководителем курса в ГИТИСе Борисом Константиновым. Целый набор программ под разные задачи и запросы, который СТД удалось организовать и прекрасно осуществить технически. Вот это очень здорово. Произвело сильное впечатление и оставило чувство благодарности.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации