Самарские психологи о том, как подготовить детей к выходу из самоизоляции

11.06.2020

165

Автор: Жанна Скокова

Самарские психологи о том, как подготовить детей к выходу из самоизоляции

Страна постепенно начинает выходить из режима самоизоляции — кажется, не за горами то время, когда мы вернемся к привычному ритму жизни.

Взрослые выйдут на работу в офисы, а дети начнут ходить в сад и ездить в лагеря. К таким переменам тоже нужно адаптироваться. Мы попросили детских психологов рассказать, как подготовить семьи к окончанию карантина.

Погода в доме

Ограничения, связанные с распространением коронавируса, еще остаются в силе, но начинать готовиться к выходу из самоизоляции стоит заранее. Для начала нужно побороть стресс, который возник из-за новых условий и неопределенности, появившихся на фоне пандемии. Такого мнения придерживается детский психолог и игровой терапевт развивающего клуба «Семейный дом Наяновой» Ольга Хакимова. В разгар пандемии она как психолог дежурила на федеральном телефоне «горячей линии» по коронавирусу.

[author title=»Ольга Хакимова, детский психолог и игровой терапевт развивающего клуба «Семейный дом Наяновой»: » image=»http://old.sgrpess.ru/wp-content/uploads/2020/06/Olga-Hakimova-glavnaya-fotka.jpg»]- Люди жили в постоянной тревоге, не зная, чего ожидать. Кроме того, в каждой семье свои трудности. Во многом это зависит от количества людей на квадратный метр, от возрастных особенностей детей, от психологической устойчивости семьи на момент начала самоизоляции. Тут все индивидуально.[/author]

Вот характерная картина семьи на самоизоляции: мама из-за работы недостаточно внимания уделяет ребенку, папа нервничает потому, что ему мешают сосредоточиться. Дети до трех лет не только очень чувствительны к психологическому климату, но и в большей степени реагируют на нарушение привычного ритма жизни. Например, они могут начать более инфантильно себя вести. Единственный способ это исправить — найти стабильное эмоциональное состояние для родителей и ввести привычный режим дня для малыша. У старших дошкольников другая проблема. Они находятся в чувствительном периоде развития эмоциональности и формирования различных возрастных страхов. Когда все вокруг говорят о коронавирусе, о боязни заболеть, у них может произойти фиксация на страхе смерти. Важно проговаривать с ребенком эти переживания, фиксировать его внимание на профилактических мерах, на том, как уберечься от болезни.

— Нередко бывает, что дети начинают бояться, что родители уйдут и не вернутся, им становится тяжело расставаться с близкими. Они спрашивают, когда мама вернется с работы, может ли она прийти раньше. Эти особенности тоже можно нивелировать реакцией родителей. Нужно спокойно и уверенно объяснять: «Не волнуйся, я буду беречь себя, соблюдать все меры предосторожности». Ребенку нужно дать понять, что вы принимаете эту тревогу и знаете, как себя обезопасить. Если же у вас возникают подозрения, что проблема нарастает и вы не в силах с ней справиться, стоит обратиться к специалистам. В работе с детскими страхами хорошо помогает метод игровой терапии, — уточняет Ольга Хакимова.

Детям любого возраста важно опереться на эмоционально устойчивого взрослого. Если ваше собственное состояние выходит из-под контроля и до спокойствия далеко, есть смысл прибегнуть к помощи психолога. Многие центры кризисной, психолого-педагогической и социальной помощи перешли в дистанционный режим работы, то есть стали более доступными.

Новый этап

Особенно нелегко пришлось тем семьям, в которых есть школьники. Им нужно было адаптироваться к дистанционному образованию. По словам Ольги Хакимовой, родители оказались в двух ролях одновременно: им пришлось быть не только мамами и папами, то есть оказывать детям эмоциональную поддержку, но и учителями, а значит, работать на результат. Детям тоже было непросто: они не могли понять, почему любящая и понимающая мама вдруг стала что-то настойчиво объяснять и требовать. Это общий стресс.

Но дети постарше закончили учебный год. А вот как быть с теми, кто 1 сентября только пойдет в школу? Вся надежда родителей на то, что это хотя бы будет очно, а не в онлайн-режиме.

— Конечно, еще до пандемии родители знали, что в сентябре в жизни их и ребенка начнется новый этап, — объясняет психолог. — Многие водили детей на подготовительные курсы. Однако в последние три месяца их или приостановили, или перевели в онлайн. Возможно, кто — то занимался подготовкой дома, но так или иначе это были индивидуальные занятия. В школе же работа идет в коллективе. И при адаптации многое зависит не только от сформированных навыков, но и от готовности ребенка работать в группе.

[author title=»Анна Едавкина, детский психолог: » image=»http://old.sgrpess.ru/wp-content/uploads/2020/06/Anna-Edavkina.jpg»] — Чаще всего во время карантина ко мне обращались с такой проблемой: «Дети все время дома, я не справляюсь. Работаю дистанционно и одновременно пытаюсь заниматься учебой и воспитанием». Из-за этого в семьях чаще возникают ссоры. В основном проблема кроется в эмоциональном дисбалансе родителей. Поэтому, во-первых, необходимо побороть собственную панику и уменьшить тревожность. Сделать это можно, разобравшись в переживаниях. Спросите себя: почему я так реагирую? Вопрос сложный, но максимально эффективный. Во-вторых, приведите в порядок свои мысли и чувства. Только с позиции взрослого, уверенного в себе человека мы можем дать твердую и стабильную почву ребенку.[/author]

Ольга Хакимова рекомендует родителям возобновить групповые занятия, когда режим самоизоляции будет снят. Важно не переусердствовать — перед школой дети должны отдохнуть, набегаться, нагуляться, надышаться воздухом. Но если при этом в легкой и игровой форме удастся подтянуть подготовительную программу, адаптация к новой жизни пройдет намного быстрее. А это значит, что ребенок в школе будет более успешным.

Черпаем силы

Приспособиться к изменениям особенно сложно, если нет ресурсов. В данном случае ресурс — это семья. Во время изоляции очень важно уделять детям больше времени, причем это должно быть активное внимание, предполагающее полную вовлеченность взрослого. Для большинства из нас самоизоляция означает замкнутость в условиях определенного пространства и отсутствие движения в привычном объеме. Поэтому основная рекомендация родителям — найти время, чтобы играть с детьми в подвижные или сюжетно-ролевые игры. Можно разыгрывать небольшие сюжеты на бытовые, жизненные темы с помощью кукол-перчаток или просто кукол и мягких игрушек.

— Прислушивайтесь к детям, поощряйте их инициативу. Это поможет снизить страхи и беспокойство. Вспомните, во что вы играли в детстве, — советует Хакимова. — Например, есть замечательная игра в прятки, она подходит и для дома, и для улицы. Поиграйте в нее вместе с детьми. Только по-настоящему: придумывайте сложные места, не бойтесь немного впасть в детство или застрять под кроватью. Вы получите массу положительных эмоций, а о курьезных случаях еще долго будете вспоминать на семейных встречах. Такое времяпрепровождение здорово помогает, потому что ребенок чувствует сопричастность с жизнью родителей и понимает, что вне зависимости от того, что происходит вокруг, вы дружны, веселы и вы вместе.

[author title=»Наталья Клочкова, семейный психолог:» image=»http://old.sgrpess.ru/wp-content/uploads/2020/06/Natalya-Klochkova-e1591860730344.jpg»] — Несмотря на то, что период самоизоляции подходит к концу, перед родителями по-прежнему стоит проблема, как организовать свободное время детей. Обычно в таком случае речь идет о дошкольниках и младших школьниках, дети постарше могут занять себя сами. Самое важное в выборе занятий — делать то, что интересно всем. Это может быть рукоделие, конструирование, кулинария, занимательные научные опыты, совместное чтение, семейный просмотр кино, путешествие по виртуальным музеям, выставкам. Кто-то создаст кукольный театр или театр теней, кто-то устроит домашний пикник или спортивный квест-эстафету, кто-то напишет сказку и сделает к ней иллюстрации. Выбор занятий огромен, главное здесь — составить такое расписание, где помимо неотложных дел найдется место и «безделице», которая поможет сделать совместное пребывание с детьми полезным и радостным. [/author]

Когда родители в контакте с детьми, они заряжаются друг от друга, черпают силы и позитив во взаимном общении. Дети дают колоссальную энергию и радость. Понятно, что иногда надо побыть одному, и это тоже очень важный момент. Самоизоляция — это время, которое учит относиться ко всему по-новому, учит иначе общаться с близкими. Поэтому попробуйте ввести новое семейное правило: у каждого есть свой час, когда вы находитесь по отдельности. Ведь всем нужно свое пространство — и детям, и родителям. Если дети научатся уважать личное пространство родителей, а родители — личное пространство детей, то им будет легче понимать друг друга. Да и конфликтов станет меньше.

Фото обложки: pixabay.com

Читайте также:

Медицина

Каких витаминов не хватает организму весной и как восстановить баланс

Рассказывает заведующий кафедрой эндокринологии и гериатрии Светлана Булгакова

Медицина

Репродуктивное здоровье: на что обратить внимание

Профилактика и своевременная диагностика патологических процессов

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации